Риту – сезоны древнеиндийского года, сохранившиеся и в современном индийском календаре. Этих сезонов – 6. Это васанта (весна), гришма (жаркий сезон), варша (сезон дождей), шарада (осень), хеманта (снежный сезон), шишира (холодный сезон). 12 месяцев индийского года разделены на эти сезоны: васанта - чайтр(а) (март-апрель), вайшакх (и) (апрель-май); гришма - джйештх(а) (май-июнь), ашар(а) (июнь-июль); варша - шраван(а) (июль-август), бхадрапад(а) (август-сентябрь); ашвин(а) (сентябрь-октябрь); картик(а) (октябрь-ноябрь), хеманта - маргаширша (ноябрь-декабрь), пауш(а)(декабрь-январь); шишира - магх(а)(январь-февраль), пхалгун(а)(февраль-март). Хотя очевидна привязка сезона к более суровому климату, например, в снежному сезону, этими названиями сезонов пользуются и в современной Индии. Описание сезонов и месяцев дается в традиционной индийской поэзии, в которой существует особый жанр их описания, так называемые «Барахмах» («Двенадцать сезонов»). Васанта считается временем пробуждения природы и природных сил в человеческом организме. Гришма понимается как теплое и даже жаркое время, но только в послеведийской литературе она воспринимается как время страдания природы и человека от зноя. Варша считается временем отдыха от жары и сельско-хозяйственных работ, которые были почти невозможны в период муссонных дождей. В это время не рекомендовалось вести военные действия, а буддийские монахи прекращали странствия и собирались в пещерах и монастырях для медитации и диспутов. В сезон шарада велся сбор сельско-хозяйственной продукции, ее обработка и продажа. Это время торговли и связанных с ней поездок и путешествий, а также время семейных поездок и паломничества. В снежный сезон природа и человек должны отдыхать и готовиться к новым сельскохозяйственным работам. В центральной и южной Индии использование этих терминов для названия сезонов редко, ибо эти названия не соответствуют местным климатическим условиям. У тамилов в южной Индии приняты свои названия сезонов и месяцев, хотя число сезонов также равно 6, а месяцев – 12. Это мутувенил (лето, «созревшая жара», 15 апреля - 14 июня читираи и вайкаси, кар (Муссон) «Темные облака», 15 июня по 14 августа ани и ади), кулир (Осень) («Холод», 15 августа по 14 октября, месяцы авани и пураттаси), Мунпани («Зима», «Ранняя роса» / туман , 15 октября по 14 декабря, месяцы айпаси и картика), пинпани (превернал / «Ранняя весна) «поздняя роса» / туман, 15 декабря по 14 февраля, месяцы маргажи и тай), иавенил (Весна) «Нежное тепло» / тепло 15 февраля по 14 апреля, тамильские месяцы маси и пангуни).
Библиография:
Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.
Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. М.: Наука, 1991. С. 315–325.
Варахамихира, Брихат-джатака («Большая книга о рождениях»). М. 2006.
Володарский А. И. Астрономия в Древней Индии // Историко-астрономические исследования. т. 12, 1975.
Котин И.Ю. Два полугодия и два новых года в индийском календаре//Этнография. N 2.2020. С.131-153.
Культура древней Индии. Под ред. А.В.Герасимова. М. 1975.
Biswas D.K., The Maga Ancestry of Varâhamihira, Indian Historical Quarterly 25, 1949. P. 175-183.
Igor Kotin «Time, Calendars and Calendar Festivals in Ancient and Medieval India» p. 204-223// Temporal Concepts and Perception of Time in the Ancient Orient///Ed. By V.V.Emelyanov. St. Petersburr: Petersburgskoe Vostokovedenie, 2021.
Varâha Mihira. Pañchasiddhântikâ. Text, tr. and intr. by G. Thibaut and M. S. Dvivedî. Benares, 1889.
Neugebauer O., Pingree D. The Pañchasiddhântikâ of Varâhamihira. 2 vols. Copenhagen, Munskgaard, 1970-71.
И.Ю.Котин
Метки: Индия, И.Ю. Котин, Единицы времени