Пурнамасья (пурнима) - полнолуние, ключевое для отсчета времени и празднования календарных праздников в Индии с глубокой древности понятие, относящиеся к дню появления на ночном небе полной луны.
Как пишет А. Бэшем, в древней Индии «основной единицей датировок были не солнечные сутки, а титхи, лунные сутки; приблизительно 30 таких суток составляли лунный месяц (то есть четыре фазы луны), или около 29,5 солнечных суток. Месяц разделялся на две половины (пакша) по 15 титхи, начинающиеся соответственно с полнолуния (пурнамасья) и новолуния (амавасья, или бахулавалья). Половина месяца, начинающаяся с новолуния, называется светлой половиной (шукла-пакша), другая — темной половиной (кришна-пакша)» (Бэшем1977: 517). Бэшем отмечает, что уже в древности в северной Индии и на значительной части Декана месяц начинался и заканчивался полнолунием, а в стране тамилов — на крайнем юге Индии — месяц начинался с новолуния» (Бэшем 1977: 517).
Традиция начала месяца с полнолуния сохранилась в северной Индии и в средние века и на большей части Индии практикуется до сих пор.
С пурнима начинаются многие календарные праздники, и тогда это слово входит в название праздника. Так, например, праздник Холи, отмечающийся в полнолуние, нередко называется холи-пурнима. На полнолуние месяца шраван приходится праздник Ракхи-бандхан или Упакарма, известный также как Шраван-пурнима. Пурнамасья считалось временем, когда бог Сома, живший на луне или ассоциировавшийся с луной, наполнялся божественным напитком сомой. Пурнамаься – время традиционных постов, а также удачное время различных начинаний, в том числе – коммерческих.
Библиография:
- Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.
- Ванина Е. Ю. Время в восприятии средневековых индийцев // Диалог со временем. № 17. 2006. С. 77–114.
- Котин И.Ю., Успенская Е.Н. Календарные обычаи и обряды хиндустанцев //
- Индийские праздники: Общее и локальное в календарной обрядности / Под ред.И.Ю. Котина, С.А. Маретиной. СПб., 2005. С. 10–75.
- Краснодембская Н.Г. Годичный цикл религиозных праздников у маратхов // Мифология и верования народов Восточной и Южной Азии. М., 1973. С. 16–26.
- Краснодембская Н.Г. Праздники у маратхов // Индийские праздники: Общее
- и локальное в календарной обрядности / Под ред. И.Ю. Котина, С.А. Маретиной. СПб., 2005. С. 76–112.
- Рыжакова С. И. Солнечная символика обрядовой пищи на празднике Макара санкранти // Вкус Востока. Гастрономические традиции в истории, культуре и религиях народов Азии и Африки. Отв. ред. Прокофьева И. Т., Карачкова Е. Ю. М., 2018. С. 323–330.
- Селешников С. И. История календаря и хронология. М., 1977.
- Ketkar V.B., Indian and Foreign Chronology with Theory, Practice and Tables, BC 3102 B.C. to 2100 A.D. and Notices of the Vedic, the Ancient Indian, the Chinese, the Jewish, the Ecclesiastical and the Coptic Calendars, Bombay 1923.
- Kochhar R., Pre-Telescopic Astronomy in India// History of Indian Science Techology and Culture AD 1000 -1800/vol.III, Part 1. P. 171-220.History of Science, Philosophy and Culture in Indian Civilization, Gen/ Ed. D.P.Chattopodhyaya. New Delhi:2007.P. 171-197.
- Lochtefeld J. G. The Illustrated Encyclopedia of Hinduism: A–M. — Rosen Publishing Group: 2002. — P. 411.
- Om Lata Bahadur, The Book of Hindu Festivals and Ceremonies. New Delhi: UBS Publishers, 2002. 262 P.
- Pingree, D. (1973), "The Mesopotamian Origin of Early Indian Mathematical Astronomy", Journal for the History of Astronomy (SAGE) . — Vol. 4 (1). P. 1-12.
- Pingree, D. Jyotihśāstra : Astral and Mathematical Literature. — Otto Harrassowitz, 1981.
- Rahman A. (Ed.) , History of Indian Science Techology and Culture AD 1000 -1800/vol.III, Part 1. P. 171-220.History of Science, Philosophy and Culture in Indian Civilization, Gen/ Ed. D.P.Chattopodhyaya. New Delhi:2007.
- Underhill, M.M., The Hindu ReligiousYear. Calcutta: Associated Press, 1921. 102 p.
Метки: Индия, Статьи, И.Ю. Котин