Абхишека

Дата публикации:

Абхишека (IAST abhiṣeka, омовение, окропление) – один из ведийских ритуалов, сохранившийся в поселеведийскую эпоху. Один из ритуалов, связанных с помазанием на царство (абхишека, радажсуя) (Васильков 1996, 2010). После предварительных обрядов над претендентом на престол проводилась абхишека — «окропление царя священной водой; затем царь совершал круговой объезд на колеснице. Абхишека восходит к «помазанию на царство» царя богов Индры. В эпосе («Бхагавадгита») это интерпретируется как искупительная жертва Индры перед Кришной. В рамках более широкого ритуала раджасуя (См. Раджасуя) претендентом на престол предпринимался также игровой «набег» на стадо коров, принадлежавшее родичам царя; он «захватывал» стадо, а затем «возвращал» его владельцам. По возвращении из «набега» царь садился играть в кости с 4 противниками (брат царя, его родич, колесничий-сута и сельский старейшина); ставкой в игре было царство. Игра велась условно, с предрешенным результатом (царь обязательно выигрывал), имея целью лишь продемонстрировать «избранность» царя богами. В символике абхишеки и шире – раджасуи, явны две мифологические идеи: овладения пространством вселенной и начала нового временного цикла» (Васильков 1996: 349). Абхишека относится к категории шраута-ритуалов и включал совершение жертвоприношений на огненных алтарях. Как пишет А.А.Вигасин, «Ритуал шраута осуществлялся обычно в течение длительного срока (дни, недели и месяцы), иногда большими группами жрецов-брахманов: на специально сооруженном алтаре с несколькими священными огнями. Заказчиком чаще всего выступал царь. Ритуальные процедуры включали возлияния сомы, состязания, широкие раздачи даров участникам» (Вигасин 1996). Сакральное значение ритуала не ограничивалось легитимацией царской власти, но были призваны сохранить и поддержать миропорядок, обеспечивать продолжение времени, повторение временных циклов.

В современной Индии термин «абхишека» используется для омовения статуи (мурти) божества перед ее установлением в храме. При этом абхишека совершается в настоящее время молоком, медом, розовой водой, панчамритой («пять даров коровы») и др. «чистыми» жидкими продуктами.

Библиография:

  • Васильков Я.В. Абхишека// Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996.
  • Васильков Я.В Ашвамедха// Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996.
  • Васильков Я.В., Миф, Ритуал и История в «Махабхарате». Санкт-Петербург: Европейский Дом, 2010. 400 С.
  • Вигасин А.А., Шраута-сутра// Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996.
  • Корнеева Н.А., Шраута-ритуалы: изучение, традиция, практика// С. 20-46.
  • Mitrasampradānam [Текст] : сборник научных статей к 75-летию Ярослава Владимировича Василькова / Российская академия наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) ; [составители и отв. редакторы М. Ф. Альбедиль, Н. А. Янчевская]. - Санкт-Петербург : МАЭ РАН, 2018. - 679 с.,

Метки: Индия, Статьи, И.Ю. Котин