ПУРУЛ(Л)И(Я), ФУРУЛ(Л)И(Я)

Дата публикации:

ПУРУЛ(Л)И(Я), ФУРУЛ(Л)И(Я) (хетт. EZEN4 puruli, EZEN4 purulis, EZEN4 purulliya-, EZEN4 wuurulli, EZEN4 wuuru(l)liya-) — «великий» праздник Хеттского царства, который относят к культовой традиции Северной Анатолии. Возможно, цикл П. продолжался не менее 9 лет. Полное описание П. составляло 32 таблички, лишь малая часть которых дошла до нас (CTH 674). Сохранившиеся фрагменты описания праздника датируются средне-, ново- и поздненовохеттским периодами. Обряды П. могли отправляться весной, как это делал Мурсили II, и что предполагает связь праздника с грозой в городе Нерик. Распространённое мнение о связи П. с хеттским Новым годом не подтверждается источниками. Цель праздника, согласно Килле, жрецу Бога Грозы Нерика — добиться процветания царя и страны. В ходе П. воспроизводился текст мифа об Иллуянке (CTH 321: http://hethport.uni-wuerzburg.de/txhet_myth/intro.php?xst=CTH%20321&prgr=&lg=DE&ed=E.%20Rieken%20et%20al.), согласно которому, этот праздник был впервые устроен Инарой после поражения Бога Грозы от змея Иллуянки в городе Кискилусса (у моря, согласно одному из вариантов мифа), чтобы Бог Грозы при помощи смертного смог застигнуть Иллуянку на пиру врасплох и убить. Текст мифа об Иллуянке относит к наиболее почитаемым в ходе праздника божествам горный пик Цалияну в окрестностях Кастамы, супруга которого Цасхапуна названа даже более значимой, чем Бог Грозы города Нерик, поскольку именно с этой горы на Нерик льётся дождь. Судя по инвентарным текстам, в ходе П. почитались Боги Грозы городов Нерик, Хаттуса и Циппаланда, Лелвани и Телепину. Одна из важнейших церемоний П., описанная в тексте мифа об Иллуянке — жеребьёвка судеб, осуществляемая жрецами-«помазанниками» (LÚGUDU12). В описаниях собственно П. жеребьёвка судеб не упоминается, поэтому связь между П. и проводимым в честь Бога Грозы праздником жребиев (EZEN4 pulas), также известным преимущественно по инвентарным текстам, не ясна. Также к П. относят описание праздника в честь богини Тетесхапи, покровительницы дикой природы (CTH 738), с которым П. объединяют фигуры дочери бедняка (DUMU.MÍ LÚMAŠDA = DUMU.MÍ LÚasiwandas), вышедшей замуж за Бога Грозы после его поражения от Иллуянки, и людей хапи (LÚ.MEŠhapes) и цинтухи (MÍ.MEŠzintuhes), участвующих в церемониях П. Активным участником П. был царь, отправлявший ритуалы в усыпальнице предков в Хаттусе. Церемонии П. также проводились в городах Аринна, Нерик, Утруна, Хакмис и Циппаланда, находившихся в центральной и северной частях Хеттского царства (при этом Нерик и Хакмис в XV-XIV вв., находясь под властью касков, были недоступны для проведения церемоний, восстановленных лишь Хаттусили III). Праздник П. не следует смешивать с ритуалами пуруллиясси (SISKUR purulliyassi-) лувийско-хурритского культурного круга. Лит.: Haas V. Der Kult von Nerik. Ein Beitrag zur hethitischen Religionsgeschichte. Roma, 1970; Kellerman G. Towards the Further Interpretation of the purulli-Festival // Slavica Hierosolymitana 5-6 (1981) 35-46; Ардзинба В.Г. Ритуалы и мифы Древней Анатолии. М., 1982: 26-28; Haas V. Betrachtungen zur Rekonstruktion des hethitischen Frühjahrsfestes (EZEN purulliyaš) // Zetschrift für Assyriologie 78 (1988) 284-298; Güterbock H.G et al. purulli- A // Chicago Hittite Dictionary: P. Chicago, 1997: 391-392; Lamante S. Il ruolo di Nerik nel periodo imperial ittita. Diss. Firenze, 2009.

Метки: Малая Азия, В.Ю. Шелестин