Хануман джаянти – вероятно, один из старинных индийских праздников, отмечавшийся представителями низких каст, племен и других групп населения, чье участие в праздновании более высоко-статусных праздников, связанных с богом-героем Рамой, в индусском социуме не приветствовалось. Хануман, божественная обезьяна, сын бога ветра Ваю и самки обезьяны, сопровождал бога-героя Раму, аватару Вишну, в походе на Ланку, где Рама, Лакшмана и Хануман с обезьяньим войском сразились с ракшасами (демонами) Раваной, Кумбхакарной и Мегханатхом и войском ракшасов, дабы спасти из плена жену Рамы Ситу. Хануман и войско обезьян, возможно, олицетворяли для древних рассказчиков представителей диких племен, проживавших в индийских лесах-джунглях. Поэтому их считали способными разговаривать, воевать, совершать благородные поступки. Наполовину божественная сущность Ханумана, его огромная сила (не в последнюю очередь благодаря иллюстрациям к рукописям, средневековым миниатюрам, а позднее – комиксам и кино), размывание кастовых границ и демократические преобразования в Индии в XX-XXI вв. сделали Ханумана очень популярным персонажем, предметом культа и празднований уже в обще-индусском масштабе.
Хануман джаянти на большей части территории Индии отмечается в 15-ый день светлой половины (шукла пурнима) месяца чайтр (март-апрель), но на юге Индии праздник в честь божественной обезьяны отмечают в новолуние в декабре-январе, в начале месяца, известного как маргажи у тамилов, у малаяли – дхануш. В храмах Ханумана, которые есть почти по всей Индии, устраиваются особые храмовые службы – пуджи. Во время этих служб жрецы читают выдержки из священных индусских текстов – «Рамаяны» Вальмики на санскрите или «Рамачаритаманаса» Тулси Даса на авадхи, а также из священной книги «Хануман чалиса», специально посвященной этой божественной обезьяне, также приписываемую Тулсидасу и состоящую из сорока двустиший (стихов). В некоторых северо-индийских деревнях вместо празднования дня рождения Ханумана отмечается поклонение Хануману и молитвы в его честь каждые вторник и субботу [Freed 1998: 176].
Библиография:
- Гусева Н.Р. Праздники в индуизме (на примере некоторых областей Северо-Западной Индии)//Индуизм. Традиции и современность. М. 1985.
- Котин И.Ю., Успенская Е.Н. Календарные обычаи и обряды хиндустанцев //
- Индийские праздники: Общее и локальное в календарной обрядности / Под ред.И.Ю. Котина, С.А. Маретиной. СПб., 2005. С. 10–75.
- Краснодембская Н.Г. Праздники у маратхов // Индийские праздники: Общее
- и локальное в календарной обрядности / Под ред. И.Ю. Котина, С.А. Маретиной. СПб., 2005. С. 76–112.
- Freed S., Freed R., Hindu Festivals in a North Indian Village//Anthropological Papers of the American Museum of Natural History. Washington 1998. 326 P.
- Om Lata Bahadur, The Book of Hindu Festivals and Ceremonies. New Delhi: UBS Publishers, 2002. 262 P.
- Underhill, M.M., The Hindu Religious Year. Calcutta: Associated Press, 1921. 102 p.
Метки: Индия, И.Ю. Котин