итхи – лунные сутки, лежащие в основе исчисления времени в Индии с древности. Как пишет А. Бэшем, в древней Индии «основной единицей датировок были не солнечные сутки, а титхи, лунные сутки; приблизительно 30 таких суток составляли лунный месяц (то есть четыре фазы луны), или около 29,5 солнечных суток» (Бэшем 1977: 517). Как замечает индийский астроном и астролог Кеткар, «титхи отмечают положение Луны по отношению к Солнцу» [Ketkar 1923: 23].
Титхи неодинаковы по длительности. Они рассчитываются с учетом лунных и солнечных транзитов (перемещений). Продолжительность титхи – величина непостоянная и колеблется от 19 до 26 часов. Титхи могут начинаться в любое время солнечных суток. Бэшем отмечает, что уже в древности в северной Индии и на значительной части Декана месяц начинался и заканчивался полнолунием, а в стране тамилов — на крайнем юге Индии — месяц начинался с новолуния» (Бэшем 1977: 517). Каждая часть месяца имеет свою нумерацию. Если начинать со светлой половины месяца (шукла пакша), когда луна растет, а продолжит с темной (кришна пакша), времени убывающей луны (т.е. в соответствии с южноиндийской. Вероятно, более древней традиции), то названия титхи будут следующие: Шукла пратипада, 2. Двитйа
3. Тритйа, 4. Чатуртхи 5. Панчами 6. Шаштхи 7. Саптами 8. Аштами 9. Навами 10. Дашами 11. Экадаши 12. Двадаши 13. Трайодаши 14. Чатурдаши
15. Пурнима (полнолуние). Кришна (темная половина) пратипада; 2. Двитйа
3. Тритйа; 4. Чатуртхи: 5. Панчами;6. Шаштхи; 7. Саптами; 8. Аштами; 9. Навами; 10. Дашами; 11. Экадаши; 12. Двадаши; 13. Трайодаши; 14. Чатурдаши; 30. Амавасья (новолуние). Даты в древних памятниках указывались с указанием даты титхи и светлой или темной половины лунного месяца.
Библиография:
- Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.
- Ванина Е. Ю. Время в восприятии средневековых индийцев // Диалог со временем. № 17. 2006. С. 77–114.
- Котин И.Ю., Успенская Е.Н. Календарные обычаи и обряды хиндустанцев //
- Индийские праздники: Общее и локальное в календарной обрядности / Под ред.И.Ю. Котина, С.А. Маретиной. СПб., 2005. С. 10–75.
- Селешников С. И. История календаря и хронология. М., 1977.
- Ketkar V.B., Indian and Foreign Chronology with Theory, Practice and Tables, BC 3102 B.C. to 2100 A.D. and Notices of the Vedic, the Ancient Indian, the Chinese, the Jewish, the Ecclesiastical and the Coptic Calendars, Bombay 1923.
- Kochhar R., Pre-Telescopic Astronomy in India// History of Indian Science Techology and Culture AD 1000 -1800/vol.III, Part 1. P. 171-220.History of Science, Philosophy and Culture in Indian Civilization, Gen/ Ed. D.P.Chattopodhyaya. New Delhi:2007.P. 171-197.
- Lochtefeld J. G. The Illustrated Encyclopedia of Hinduism: A–M. — Rosen Publishing Group: 2002. — P. 411.
- Om Lata Bahadur, The Book of Hindu Festivals and Ceremonies. New Delhi: UBS Publishers, 2002. 262 P.
- Pingree, D. (1973), "The Mesopotamian Origin of Early Indian Mathematical Astronomy", Journal for the History of Astronomy (SAGE) . — Vol. 4 (1). P. 1-12.
- Pingree, D. Jyotihśāstra : Astral and Mathematical Literature. — Otto Harrassowitz, 1981.
- Rahman A. (Ed.) , History of Indian Science Techology and Culture AD 1000 -1800/vol.III, Part 1. P. 171-220.History of Science, Philosophy and Culture in Indian Civilization, Gen/ Ed. D.P.Chattopodhyaya. New Delhi:2007.
- Underhill, M.M., The Hindu ReligiousYear. Calcutta: Associated Press, 1921. 102 p.
Метки: Индия, Статьи, И.Ю. Котин, Праздники