[Заговорная менология с медицинскими предписаниями из Хузирины]
Обверс
1. «Если в 11 месяце с 1-го дня до 30-го дня Шазига[1] ты исполнишь — сбудется.
2. Если в 12 месяце с 1-го дня до 15-го дня (по поводу) «схватывания лба» или импотенции Шазига (ты исполнишь),
3. Или с 1-го дня до 30-го дня (по поводу) избавления от Лилу[2] и (его) устранения (заговор) ты исполнишь — сбудется.
4. Если в 1 месяце на 10-й день (по поводу) изменения разума[3], на 21-й день (по поводу) изменения решения[4], на 21-й день (по поводу) развязывания чары,
5. (по поводу) недопущения болезни к человеку, (по поводу) лечения головы, (по поводу) изгнания мании[5], (по поводу) заживления ран,
6. (по поводу) остановки менструальной крови женщины, (по поводу) приближения зла к дому (заговор) ты исполнишь — сбудется.
7. Если во 2 месяце на 10-й день (по поводу) ослабления хватки, на 21-й день (по поводу) отпускания вражды[6], (по поводу) отпускания врагов к кому-то,
8. На 13-й день (по поводу) избавления от Лилу и девы Лилит (заговор) ты исполнишь — сбудется.
9. Если в 3 месяце на 10-й день (по поводу) любви мужчины к женщине, на 21-й день (по поводу) любви женщины к мужчине, на 4-й день (по поводу) Священной Реки[7],
10. На 30-й день (по поводу) ненависти или на 30-й день (по поводу) любви мужчины к женщине (заговор) ты исполнишь — сбудется.
11. Если во 2 и 3 месяце с 1-го дня до 30-го дня (по поводу) входа во дворец[8] (заговор) ты исполнишь — сбудется.
12. Если в 4 месяце на 10-й день (по поводу) любви мужчины к мужчине, на 21-й день (по поводу) женской верности, на 12-й день
13. (по поводу) избавления от Лилу и девы Лилит, на 21-й день (по поводу) освобождения любви мужчины к женщине (заговор) ты исполнишь — сбудется.
14. Если в 5 месяце на 10-й день (по поводу) прерывания дыхания или на 10-й день (по поводу) закатывания глаз[9]
15. на 28-й день (по поводу) инсульта, припадка, Эрры[10], руки бога, руки духа-этемму (заговор) ты исполнишь — сбудется.
16. Если в 6 месяце в 1-й день (по поводу) Священной Реки, на 21-й день (по поводу) входа во дворец, на 24-й день
17. (по поводу) духа-этемму, хватающего образ человека, (по поводу) недопущения умерщвления человека, (по поводу) напоения этемму водой, (по поводу) удаления
18. Греха[11] (заговор) ты исполнишь — сбудется.
19. Если в 4 и 5 месяце (по поводу) запугивания женской вражды или (по поводу) удаления человека с его поста (заговор) ты исполнишь — сбудется.
20. Если в 7 месяце на 10-й день (по поводу) умиротворения гнева, на 11-й день (по поводу) женской верности, с 16-го дня до 20-го дня
21. от прерывания дыхания, (по поводу) женской верности, на 16-й и 17-й день (по поводу) приглашения бога и богини на пир, (по поводу) лечения паралича, (по поводу) очищения дома, (по поводу) карантина больных[12],
22. (по поводу) исцеления прямой кишки, (по поводу) лечения от камней, (по поводу) остановки диареи, (по поводу) избавления от лихорадки,
23. на 7-й день (по поводу) карантина больных (заговор) ты исполнишь – сбудется. На 21-й день (по поводу) говорения царем ласковых слов во дворце (заговор) ты исполнишь —
сбудется.
24. Если в 6 и 7 месяце (по поводу) недоверия человеку или (по поводу) помещения людей лицом к лицу (заговор) ты исполнишь — сбудется.
25. Если в 8 месяце на 10-й день (по поводу) говорения принцем ласковых слов во дворце, на 21-й день (по поводу) радости
26. при виде вас, на 12-й день (по поводу) карантина больных, (по поводу) избавления от Лилу и девы Лилит,
27. на 18-й день (по поводу) недоверия вельможи и принца клевете, на 28-й день (по поводу) неподтверждения оскорблений[13]1 (заговор) ты исполнишь — сбудется.
Реверс
28. «Если в 8 месяце на 28-й день (по поводу) поднятия плачущего, (по поводу) умиротворения гнева, (по поводу) противодействия клевете, либо (по поводу) удаления мертвеца, либо (по поводу) соития с колдуном, колдуньей или
29. нин-дингир[14], либо (по поводу) изгнания вельможи из дворца, (по поводу) головы человека, (по поводу) удержания человека
30. от любви другого мужчины, женщины от любви другой женщины (заговор) ты исполнишь — сбудется.
31. Если в 8 месяце (по поводу) «протирания серы на месте»[15], (по поводу) изменения решения, (по поводу) афазии[16], (по поводу) развязывания чары, (по поводу) закатывания глаз (заговор) ты исполнишь — сбудется.
32. Если в 9 месяце на 10-й день (по поводу) соблазнения женщины, на 21-й день (по поводу) того, чтобы видящий тебя (по поводу) доброго пальцем на тебя указал,
33. (по поводу) выгоды твоей пальцем к добру указал, на 12-й день (по поводу) афазии (заговор) ты исполнишь — сбудется.
34. Если на ххх день (по поводу) известности его обещания и выполнения (этого обещания) (заговор) ты исполнишь — сбудется, (по поводу) табу — сбудется.
35. Если в 9 месяце на ххх день (по поводу) избавления от Лилу и девы Лилит, афазии (заговор) ты исполнишь — сбудется.
36. Если в 10 месяце на ххх день (по поводу) ношения золота и серебра, на 11-й день (по поводу) умиротворения гнева бдительного бога, на 11-й день
37. (по поводу) бегства раба человека и рабыни человека, (по поводу) умиротворения гнева бдительного бога, или на 12-й день (по поводу) прерывания дыхания и избавления
от Лилу и 38. девы Лилит (заговор) ты исполнишь — сбудется. В 10 месяце по поводу прерывания дыхания (заговор) ты исполнишь — сбудется.
39. Если в 11 месяце на 10-й день (по поводу) неподнятия глаз женщины на мужчину, на 21-й день (по поводу) ненависти и изменения решения (то же самое).
40. Если в месяц Аддару на 26-й день (по поводу) прерывания чары, на 28-й день (по поводу) удаления злой ноги из дома человека,
41. На 27-й день (по поводу) улучшения торговли кабатчика, (по поводу) противодействия ущербу его торговле (то же самое).
42. Если в 10 и 11 месяце на 21-й день (по поводу) бегства раба человека, (по поводу) изменения помыслов раба и рабыни (заговор) ты исполнишь — сбудется.
43. Если в 11 и 12 месяце на 27-й день (по поводу) развязывания чары (заговор) ты исполнишь — сбудется.
44. Если в 11 и 12 месяце неканонические заговорные формулы ты произнесешь — сбудется.
45. Если во все 12 месяцев на 27-й, 28-й и 29-й день Сагхульхаза[17] ты произнесешь — сбудется.
46. Заговоры — клинописная премудрость писцовой школы. Знающий знающему да покажет, не знающий да не увидит!»
Автор: Инурта-мушезиб, сын Набу-зеру-китти-лишира (конец VIII в. до н.э.)
Источник: https://cdli.ucla.edu/search/archival_view.php?ObjectID=P338615
Издание: STT 2, 300.
Коллация: Geller M. J. Melothesia in Babylonia. Medicine, Magic, and Astrology in the Ancient Near East. Boston; Berlin: Walter de Gruyter, 2014 (Science, Technology and Medicine in Ancient Cultures 2). P. 47-53.
[1] Заговорная серия от импотенции (шумер. ŠA3.ZI.GA букв. ‘Поднятие сердца’)
[2] Лилу и Лилит — месопотамские инкубы и суккубы.
[3] ša3-bal-bal можно понять как «изменение смысла» и «изменение сердца». Возможно, имеется
в виду замутненность сознания.
[4] di-bal буквально ‘изменение речи’. Но это не inim ‘слово, приказ’, а такое слово, которое имеет силу
вердикта (di-ku5 ‘суд’, букв. ‘отрезание слова’).
[5] ra’ību ‘судорога, конвульсия; болезнь головы; злость, ярость’ [CAD, R: 80–81].
[6] Так я понимаю nam-erim2-buru2-da ‘развязывание вражды’. Употребляется в том же смысле, что
и uš11-bur2-ru-da ‘развязывание чары’, т.е. как «освобождение от чего-то».
[7] «Священная Река» — река ордалий, одно из испытаний подозреваемого в преступлении.
[8] «Вход во дворец» — двусмысленное словосочетание, поскольку E2.GAL может быть не только царским дворцом, но и миром мертвых.
[9] Так я понимаю igi-nigin-na ‘кружение глаз’. Возможно, головокружение.
[10] Эрра — бог Подземного мира, разрушитель мироздания и убийца людей.
[11] Здесь ḫibiltum ‘неправильный поступок, проступок’.
[12] LU2.GIG ana esēri ‘для заточения больных / злых’ — двусмысленное выражение. В седьмом месяце происходит трехдневное заточение царя в хижине шутукку, после чего вся страна совершает священное омовение, очищаясь от грехов. Здесь и далее «карантин» приходится только на осенние месяцы.
[13] На седьмой и восьмой месяцы приходятся предсказания, связанные с миролюбием сторон и улаживанием конфликтов. Можно заметить здесь оппозицию конфликтам второго месяца.
[14] Нин-дингир ‘госпожа бога’ — жрица высокого ранга. Здесь, возможно, синоним жрицы-энтум, которая может вступать в половую связь только с царем, представляющим бога. Связь обыкновенного человека с ней накладывает на горожан проклятие.
[15] Вероятно, очистительный обряд, связанный с окуриванием больного серой.
[16] ka-dib букв. ‘схватывание рта’ (шум.).
[17] Буквально ‘Хватание злой головы’ (шум.). Серия экзорцизмов.
Метки: Месопотамия, Переводы, В.В. Емельянов