Вавилонский Зодиак

Дата публикации:
  1. ПРЕДЫСТОРИЯ ЗОДИАКА.

В Месопотамии уже в начале третьего тысячелетия до н.э. возникают на печатях солярные розетки, изображения Луны, звёздные символы, и, что самое важное, там появляются печати двурегистрового уровня, когда в верхнем регистре изображаются Луна и звёзды, а в нижнем - копытные животные. Мир начинает делиться на верх и низ, то есть начало божественное и начало земное. Далее появляются представления о звёздах и планетах. В шумерском языке есть особое слово mul, которое обозначает звезду и поначалу также  планету. А потом в аккадском языке появляются слово для планеты bibbu "дикая овца". Как мы узнаём из шумерских гимнов, звёзды считаются стадом, которое пасет бог Луны Нанна.

Судя по текстам конца третьего тысячелетия до н.э., шумеры выделяют созвездия равноденствия и солнцестояния. В шумерских заговорах упоминаются Небесный Бык, то есть созвездие Тельца, и Скорпион (Емельянов, 2010). Однако никаких других созвездий в ранних шумерских текстах нет. Если хотят говорить о какой-то звезде, то говорят просто "звезда". Тем не менее, есть памятник, из которого можно сделать вывод о том, что шумеры в XXII в. до н.э. знали все созвездия равноденствий и солнцестояний и называли их по именам. Это Цилиндр А Гудеа, в котором встречается описание бога Нингирсу. Там говорится, что "по голове своей он бог, по крыльям своим - птица Анзу, по низу своему он потоп, справа и слева от него львы лежат" (IV 16-19; Edzard, 1997, 71). Дело в том, что боги изображались с рогами на голове и напоминали быков. Следовательно, по голове Нингирсу был Тельцом. Созвездие, которое ассоциируется с потопом, впоследствии будет называться Водолеем. Анзу это орел, одно из названий созвездия Скорпион[1]. А львы по бокам – намек на созвездие Льва. Таким образом, мы получаем в образе бога Нингирсу четыре созвездия, которые были звездами равноденствий и солнцестояний в конце III тысячелетия до нашей эры.

Еще одно свидетельство связи между созвездием Скорпиона и уменьшением светового дня дошло до нас из шумерского текста “Инанна и Ан”. Здесь сказано, что Инанна вскочила на Скорпиона и отрезала ему хвост. На это бог неба Ан воскликнул: “Инанна! Что она сделала? Меня превзошла! Теперь число дня уменьшится, число ночи увеличится, с этого дня 3 стражи, ночь с днем равняется. Теперь восход Уту воистину таков!” (D 42-45; van Dijk, 1998).

Из текстов III династии Ура мы знаем, что именем царя Шульги назвали звезду и календарный месяц, то есть у царя было и небесное, и земное жилище. Однако в шумерское время не было таблиц, в которых бы перечислялись звёзды. Концепция понимания звёздного неба меняется во втором тысячелетии до нашей эры. Звёзды начинают воспринимать не как стадо, а как знаки письма (mul-an). Звёзды - это некое собрание знаков, и его нужно прочитать точно так же, как читаются клинописные тексты. В это время, то есть к началу Старовавилонского периода (XX-XVI вв.), были составлены первые звездные каталоги, но они учитывали разное количество звезд, не подсчитывая их общее число. Кроме того, звёздное небо выглядело в них несколько хаотично. Вавилонские астрономы поначалу не разбивали небо на западное, северное и восточное и южное, а просто записывали звёзды, которые имели какое-то значение; при этом они не говорили, что одни звёзды главные, другие – второстепенные (Куртик, 2018). Только в середине второго тысячелетия до нашей эры, то есть во время эпохи касситов (XVI-XI вв.), появляется представление о зодиаке, который стали называть лумашу. Это слово неизвестного происхождения. Однако можно предположить, как оно возникло.

Первые представления о вавилонском зодиаке появляются в вавилонском эпосе Энума элиш - это V таблица, в которой говорится о том, как Мардук устроил небо. В 1-4 строках написано: "Он создал место стояния для богов великих, звездам их подобия – знаки (lu-mai) он установил. Год он определил, границу провел, двенадцати месяцам по три звезды установил" (Talon, 2005, 19). Таким образом, получается, что лумашу это знак, который является подобием звезды и стоянкой бога. Что же касается двенадцати месяцев по три звезды, то это 36 созвездий, разделенных на 3 звездных пути: путь Энлиля – звезды лета, путь Ана – звезды весны и осени, путь Эа – звезды зимы. Слово lumāšu может быть склеено из первых частей 1-го (Овен) и 3-го (Близнецы) зодиакальных знаков: первое созвездие в клинописи начинается со знаков LU2/LU «человек/баран”, а третье - с MAŠ, что означает “близнец». Получается такая же склейка, как в случае слова “азбука”. Лумашу это не сама звезда, а символ определенного созвездия, которое находится на пути Луны или Солнца. Первый пример зодиака – лунный зодиак – встречается нам в астрологическом компендиуме, который называется Энума Эну Эллиль, что в переводе означает "Когда Ану и Эллиль". Помимо известных нам 12 стоянок, там также есть Плеяды, Старик, Возничий и др. Таким образом, у нас набираются 18 стоянок Луны, и с этого, собственно говоря, и начинается история астрологии. Тогда же, при касситах, появляются изображения зодиакальных созвездий на межевых камнях (кудурру): Стрелец, Козерог и Водолей[1].

2. ИСТОРИЯ ЗОДИАКА.

Согласно исследованиям историка астрономии Г.Е.Куртика, созвездия из зодиакального пояса встречаются уже в самых ранних извест-
ных одноязычных шумерских списках звезд, датируемых первой половиной
II тыс. до н. э. В самом раннем и наиболее обширном списке из Ниппура
приводится семь названий созвездий, расположенных полностью или ча-
стично в зодиакальном поясе, а именно: mul.mul, «Звезды» (Плеяды); mulgu.la,
«Великан» (Водолей); mulsipa.zi.an.na, «Праведный Пастух Ану» (Орион);
mul gišgigir, «Колесница» (северная часть Тельца + часть Персея); mulgir2.tab,
«Скорпион»; mulmiših dpa.bil2.sag, букв. «Сияние Пабилсага» (часть Стрельца);
mul lúhun.ga2, «Наемник» (Овен).

 В Новоассирийский период (начало I тыс.) создается астрологический компендиум MUL.APIN (I iv 31–37), в котором содержится единственное определение лунного зодиака:
Божества, которые стоят на пути Луны, через пределы которых Луна в
течение месяца проходит и которых она касается: Звезды, Небесный
Бык, Праведный Пастух Ану, Старик, Посох, Великие Близнецы, Краб,
Лев, Борозда, Весы, Скорпион, Пабилсаг, Коза-Рыба, Великан, Хвосты,
Ласточка, Ануниту и Наемник.

Г.Е.Куртик замечает, что, согласно MUL.APIN, «пути» всех светил – Луны, Солнца и планет – одинаковы, они определяются описанной выше последовательностью созвездий; в сущности, это один «путь». Однако в этом определении, очевидно, речь не идет об эклиптике в современном понимании, связанной с движением Солнца.
В MUL.APIN Солнце – такое же светило, как и все остальные, изменяющие свои положения относительно неподвижных звезд. Месопотамский зодиак –
не солнечный, а лунный.

3. ЗОДИАК И АСТРОЛОГИЯ.

а. Календарь и медицина.

В новоассирийское время ученые, в частности медики, создали ряд текстов о том, как различные месяцы календаря влияют на здоровье человека. То есть, они уже подошли к вопросу о влиянии сезонных и месячных изменений на психофизиологию. Несколько лет назад был опубликован текст, автором которого был учёный-жрец конца VIII века до н.э. Инурта-Мушезиб. Текст этот был составлен в городе Хузирина (совр. Султан-тепе в Турции), который тогда был частью Ассирии. В нем говорится о том, какие болезни и недуги могут настигать человека в каждом из месяцев стандартного ниппурско-вавилонского календаря.

Согласно тексту таблички STT 300 (см. Материалы), первый месяц Nisannu связан с заболеваниями головы, ее лечением, изгнанием маний и заживлением ран. Заговоры, которые должны читаться в это время, это заговоры по поводу ментальных болезней, лечения головы, изгнания мании, заживления ран, остановки менструальной крови женщины, приближения зла к дому и даже изменения решения. Мы сталкиваемся с шумерскими составными словами ša3-bal-bal (ša3 “сердце”, bal-bal “изменение”), что, вероятно, означает затуманенность сознания, и di-bal (di “речь”) «изменение речи”. В контексте первого месяца также встречается слово, обозначающее судорогу, конвульсию, злость, ярость, болезнь головы.

Далее наступает второй месяц, в котором произносятся заговоры по поводу отпускания вражды и избавления от Лилу и Лилиту, т.е. от инкубов и суккубов, одолевающих людей противоположного пола. "Отпускание вражды" буквально означает "развязывание вражды" и употребляется в том же смысле, что и "развязывание чары" (то есть, освобождение от колдовства). Таким образом, становится ясным, что второй месяц связан с конфликтом, то есть с враждой двух по отношению друг к другу. Про этот месяц также говорится о том, что нужно читать на второй месяц заговор по поводу “ослабления хватки”.

Во время третьего месяца читаются заговоры по поводу любви мужчины к женщине, на 21-й день - по поводу любви женщины к мужчине и ненависти, а в конце месяца - снова по поводу любви мужчины к женщине. Несомненно, что главная проблема этого месяца - проблема слишком сильной любви мужчины к женщине, потому что существует, вероятно, запрет на такую любовь. Брачный контракт не заключался, а тут вдруг вспыхнула страсть. Для того, чтобы эту любовь как-то предотвратить, читаются заговоры против любви мужчины к женщине и женщины и мужчине.

Во время четвертого месяца на 10-й день читается заговор по поводу любви мужчины к мужчине. На 21-й день читается заговор по поводу женской верности, то есть привораживания мужчины, а затем - по поводу освобождения любви мужчины к женщине и избавления от Лилу и Лилит. В четвертом месяце мужчина может отвратиться от женщины по причине неверности женщины и отправиться к мужчине. Мужчина вступал в гомосексуальные отношения, которые в древней Месопотамии считались весьма нетрадиционными, поэтому нужно читать заговор по поводу женской верности, чтобы предотвратить измену женщины и вернуть мужчину к своей женщине от мужчины. Чтобы человек не обращал внимания на Лилу и Лилит, ему нужно снова "прилепиться" к своей жене, а жена должна быть ему верна. В одном из комментариев на этот месяц, условно названном “Месяцеслов Простираний”, сказано, что это время женской ненависти к мужчине и время, когда мужчина может пойти к другому мужчине искать у него любви (см. Приложения). Это связано с тем, что, согласно шумерской мифологии, богиня Инанна рассердилась на своего мужа Думузи и выгнала его к демонам, которые уволокли его в подземное царство. Поэтому в этот месяц женский гнев, недоброжелательность и неверность являются предметом заговоров.

Пятый месяц, очевидно, связан с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Известно, что в этом месяце на десятый день нужно читать заговоры по поводу прерывания дыхания и закатывания глаз, а затем на 28-й день читаются заклинания по поводу инсульта, припадка, болезни, которая называется “рука этемму” (этемму - призрак мертвеца). Люди в это время очень боятся нашествия мертвецов и того, что мертвецы причинят им зло.

В шестом месяце тоже боятся духов этемму и некого греха ibiltu, что означает “проступок”. То есть, человек может сделать что-то неподобающее. Кроме того, боятся, что этемму схватит образ человека. Если нарисовать образ человека, например, мукой и прочитать заговор, то дух мертвеца схватит образ этого человека, и человек заболеет. Люди читают заговор против нападения духов и стараются напоить их водой, чтобы они напились и ушли в свой Подземный мир.

Интересно, что четвертый и пятый месяцы внезапно объединяются в этом тексте двумя событиями: нужно произносить заговоры по поводу женской вражды и по поводу удаления человека с его поста. Про женскую вражду речь шла до этого. Что же касается удаления с поста, то это то же самое представление о боге Думузи, который уходит в подземный мир и временно приобщается к числу мертвых. В четвёртом и пятом месяцах человека могут удалить с его поста, например, потому, что контракт на работу у человека закончился и его не продлили. Особенно это касается арендаторов земли или батраков, которые нанимаются на работу на земле на какое-то время: как раз летом и заканчивается срок работы.

Седьмой месяц представляет большой интерес. Это время суда, это месяц непрекращающихся постов с первого по седьмой день. В этом тексте есть удивительная конкретизация тех болезней, которые могут приключиться с человеком: читаются заговоры по поводу очищения дома, исцеления прямой кишки, лечения от камней, остановки диареи, избавления от лихорадки - то есть, совершенно очевидно, что речь идет о болезнях внутренних органов, которые располагаются в районе живота и ниже, и в это время у человека наибольшая опасность заполучить эти болезни.

Восьмой месяц весьма интересен тем, что в этом месяце читаются либо заговоры по поводу соития с колдуном, колдуньей или жрицей священного брака, либо заклинания по поводу удержания человека от любви другого мужчины или женщины от любви к другой женщине. То есть, на восьмой месяц приходятся заговоры против гомосексуального поведения и соития с колдуном, колдуньей или, наоборот, жрицей очень высокого ранга, которой позволяется иметь детей только в результате обряда священного брака. В дальнейшем этот акцент на связи между восьмым месяцем и половыми органами будет очень силен. Кроме того, на восьмой месяц приходятся заговоры по поводу афазии: используется термин ka-dib-ba, который по-шумерски означает "схватывание рта", когда человек хочет что-то одно сказать, но говорит другое, а также по поводу изменения сердца, развязывания чар и закатывания глаз. В тексте сказано, что в это время проводится обряд очищения серой на месте. Возможно, это очистительный обряд, который связан с окуриванием больного серой.

В девятом месяце проводятся заговоры по поводу соблазнения женщины, по поводу афазии и по поводу выполнения обещаний.

Десятый месяц характеризуется тем, что в это время может произойти бегство раба или рабыни человека, случается ненависть. Однако в это же время говорится об улучшении торговли кабатчика, то есть о том, что люди в это время начинают активно тянуться к выпивке. Именно против этих чрезмерных доходов кабатчика также проводится заговоры.

В одиннадцатом и двенадцатом месяцах, а именно в феврале, проводятся заговоры против импотенции и сосудистой болезни “схватывания лба”. Эти месяцы тоже связаны с пьянством и увеличением доходов кабатчиков. Клинописная табличка заканчивается запретом на показ непосвященным: “Знающий знающему да покажет. Не знающий да не увидит!”.

Таким образом, перед нами предстает прообраз той модели микрокосма, благодаря которой можно понять, как болезни распределены по календарному году и по органам человеческого тела. Но если в эпоху Ассирийской империи органы тела сопоставлялись именно с месяцами года, то поздневавилонская модель микрокосма основана на сопоставлении органов тела с зодиакальными созвездиями (Wee, 2015).

  1. Овен сопоставлен с головой. Первый месяц года по-аккадски звучит как rēš šatti «голова года». “Голова” и на шумерском, и на аккадском языке также означает «главный, лидер, первый». Начало года сопоставляется с головой.
  2. Телец – горло. Горло – орган, которым производится ссора, конфликт. Можно наблюдать омонимию: gu4 “бык, вол” (шум.), gu2 “шея” (шум.), gu3 “глотка” (шум.), поэтому горло и глотка ассоциируются именно с созвездием Тельца. Кроме того, согласно системе микрокосма, после головы идет шея.
  3. Близнецы – плечи. Графическая ассоциация: два плеча как два брата-близнеца. Кроме того, исходя из таблички SТТ 300, это символ единой любви мужчины и женщины.
  4. Рак – грудь. В это время женщина отвергает мужчину, и он катится в Подземный мир. Это самая загадочная ассоциация. Возможно, она связана с шумерским gaba-ri “соперник”.
  5. Лев – сердце. Согласно SТТ 300, это время связано с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Лев также является символом Гильгамеша, в честь которого в июле проводятся спортивные соревнования.
  6. Дева – живот.
  7. Весы – легкие. И Дева, и Весы отождествляются с внутренними органами.
  8. Скорпион – женские половые органы. В SТТ 300 сказано о недозволенных видах любви.
  9. Стрелец – бедра.
  10. Козерог – голени.
  11. Водолей – ноги.
  12. Рыбы – стопы[1].

 б. Зодиак, календарь и медицина.

Как же лунный зодиак стал солнечным? Голландский исследователь Б.Л. ван дер Варден выделил три этапа в развитии астрологии: 1) предсказательная астрология; б) зодиакальная астрология; в) гороскопная астрология. В эпоху первого астрологического компендиума Энума Ану Эллиль считалось, что на землю влияет абсолютно все (погода, направление ветра, затмения, планеты и звезды), но никакого специфического акцента на этом астрологическая литература в середине второго тысячелетия не делает. Предсказательная литература появляется не как зодиакальная астрологическая, а как менологическая (т.е. как предсказания того, что случится в определенный месяц). Здесь между собой смешиваются и атмосферные явления, и констелляции планет. Это первый этап в развитии астрологии – предсказательная астрология, связанная с помесячными предсказаниями.

Лунный зодиак это первая модель зодиака, потому что не было ничего более важного для древнего человека, чем рассчитать путь Луны и определить лунный год. Однако поскольку год в Месопотамии был лунно-солнечным, приходилось учитывать и Солнце. В итоге зодиак стал рассчитываться исходя из календаря, а не из пути Луны. Зодиакальный путь стали измерять по 12 месяцам, сопоставили его с путем Солнца и получили солнечный зодиак. Именно он и связан со стандартным вавилонским календарем, о котором речь шла ранее. Фактически произошла астрализация календаря. Все, что раньше считалось земным, стало считаться небесным. Появилась зодиакальная астрология.

Первый зодиакальный гороскоп был составлен в 409 г до н.э., когда Вавилония была уже под властью Персидской империи. В нем есть 12 знаков солнечного зодиака, которые полностью равны 12 месяцам. Когда мы подходим к истории культуры с когнитивных позиций, то сразу видим, что V век до н.э.- время, когда впервые были определены первые элементы вселенной. Это начало атомизма. В это время в разных странах начинают моделировать мир. И как раз на V век приходится учение о мельчайших элементах и о зависимости индивидуальной судьбы от неба. В это же время происходит переход от наблюдательной астрологии к вычислительной, и фактор времени вводится в расчет циклов перемещения планеты. Можно сказать, что все это расцвет науки, который происходит в районе ойкумены (Персидская империя, Греция и Вавилон). Считается, что это преддверие эллинизма[1]. Нет еще синтеза культур, который нам известен, но в Греции появляется учение о первоэлементах, а в Индии и Греции, кроме того, зачинается учение об атомах. Все это связано с возникающим в это же время учением о личности. Человек начинает рассматриваться как индивидуум (лат. «неделимый»). Появляется индивидуальный интерес к человеку и, в частности, ко дню рождения, чего раньше никогда не было. Обычай фиксации дня рождения связан с тенденцией к пониманию индивидуальной судьбы.

Среди вавилонских текстов V в. до н.э. особый интерес представляет табличка, составленная в городе Куту. В табличке написано, что существует связь между тремя первоэлементами мироздания (огнем, водой и воздухом), тремя первыми знаками зодиака  и тремя знаками шумерской клинописи, каждый из которых имеет общий первоэлемент – воду. Таким образом, есть идея, что вышеперечисленные элементы являются частью единой мировой структуры (Емельянов, 2014).

Из этой идеи постепенно появляются астрологические предсказания, заказываемые родителем ребенка. В таких заказных предсказаниях каждый аспект гороскопа ребенка трактуется как благоприятный. Но если мы посмотрим на инструкции, которые астрологи создавали для себя сами, то можно обнаружить большое количество неблагоприятных предсказаний, о которых не говорилось заказчику. Это были именно инструкции по обучению составлять гороскопы. И этот третий этап называется гороскопная астрология. В гороскопе важно было определить судьбу ребенка, прежде всего, в аспекте его общественной жизни, его общественных связей, имущества и его карьеры.

Интересно, что в этих гороскопах упоминаются греческие имена. Гороскопы заказывают для детей, которых звали, например, Демократ и Аристократ. Отсюда мы понимаем, что у греков была мода на халдеев, и они пользовались услугами вавилонских звездочетов, чтобы предугадать судьбу своего отпрыска. До нас дошло около 40 таких личных гороскопов. Составлены они с V по III век до н.э. (Rochberg, 1998).

Стоит обратить внимание, что все известные нам гороскопные тексты были созданы в храмах городов древней Месопотамии; например, в городе Урук. В этом городе жило несколько семейств, которые занимались систематизацией мироздания на основе астрологии (Ossendrijver, 2011, 216-217). Эти люди создавали тексты, в которых они делали гороскопы зачатия, рождения и даже смерти. Пик такого рода текстов приходится на конец IV века до н.э., когда правил Филип III Арридей. Эти тексты представляют интерес, поскольку они не только являются попыткой систематизации времени, но  имеют еще и медицинский характер. Среди таких текстов выделяется текст под условным называнием «Умащение зодиаком». В тексте говорится, что если некий недуг постигает человека, когда восходит Овен, то его нужно смазывать маслом на основе крови и жира барана, а если Телец – на основе бычьего жира. Таким образом, все умащения раскладываются по знакам зодиака (см. Материалы).

Оказывается, что у такого рода медицинских рецептов есть некая хитрость – растения, рекомендуемые больному для лечения, зашифровываются по знакам зодиака. Впоследствии этим приемом будут пользоваться алхимики. Кроме того, весь зодиак теперь делится на микрозодиак: каждый день зодиакального месяца имеет подразделение на 12 и 24 (сутки). Эти сутки также находятся под управлением знаков зодиака, и есть прогнозы по микрозодиакальным аспектам.

Затем эти знания, которые были распространены в вавилонских храмах в персидскую эпоху, переходят к грекам. С III в. до н.э. греки узнают о существовании вавилонской астрологии от Беросса, который основал свою школу на острове Кос. Вместе с Бероссом греки постепенно переводят вавилонскую астрологическую терминологию на греческий язык. Однако они понимают образы зодиака иначе. По поводу каждого знака греки выдумывают миф, очень далекий от первоначальных месопотамских представлений. По этой причине необходимо обратиться к подлинным шумеро-аккадским представлениям о зодиаке (их семитские этимологии подробно раскрыты в Kurtik, Militarev, 2005).

Первый знак зодиака имеет интересную историю. Его древнейшее название lu2- hunga, что означает «батрак» или «свободный человек, наемник, доброволец». Затем его стали писать просто lu2, но, поскольку знак очень большой, то первую часть названия стали писать еще короче – lu, а этот знак может читаться как udu «баран». В аккадском языке есть похожие слова: наемник – agru, а баран – agurru. Овном знак стал только в селевкидское время. Овен – жертва. Он связан с ритуалами первого месяца.

Второе зодиакальное созвездие – gu4-an-na “бык неба» - повторение бычьей символики в названии месяца. На пахоте работают земные быки, а на небе в это время восходит Небесный Бык. 

Третье созвездие называется maš-tab-ba-gal-gal, что означает «великие близнецы». Это созвездие связано с историей братьев Сина и Нергала, то есть тоже связано с вавилонским календарем.

Четвертое зодиакальное созвездие называется al-lul, что сначала означало «краб», а затем его стали именовать как “рак”. Возможно, такое название связано с попятным движением солнца после летнего солнцестояния. Известно, что ракам свойственно пятиться назад.

Пятое созвездие носит имя ur-mah – «лев», буквально «высокая собака». Лев – символ Гильгамеша, который являлся героем пятого месяца.

У шестого созвездия непростая история. Оно называется ab-sin2, что означает «борозда на ниве», «нива». Это созвездие изображается как дева с колосом. Считается, что оно связано с двумя божествами: Инанной (богиней плодородия и любви) и Нисабой (богиней учета ячменя, письма, счета и грамоты).

Седьмое зодиакальное созвездие по-аккадски называется zibānītum, буквально «клещи (скорпиона)», потому что это созвездие когда-то воспринималось как часть скорпиона. Второе слово для созвездия gišRIN2 означает «весы». Весы - звезда истины и справедливости (kakkab kitti u mīšari), которая выходит на небо в седьмом месяце, т.е. в месяце суда.

Самое таинственное созвездие – ĝir2-tab “скорпион”. ĝir2 – лезвие, tab – двойное, то есть, жало скорпиона это как бы двойное лезвие. В шумерских заговорах скорпионов называли быками Подземного мира, потому что у них есть хвост, рога и жало. У быков есть семя, рождающее жизнь, а у скорпиона – жало, порождающее смерть. Бык – животное дневное, а скорпион – ночное. Мы наблюдаем точную оппозицию созвездию «Небесный Бык», потому что восьмое зодиакальное созвездие восходит ровно через полгода после этого созвездия. Восьмой месяц календаря поэтому и связан с торжеством темноты, ядом и смертью. то есть скорпионом (Емельянов, 2010).

Следующее созвездие – pa-bil-saĝ “Пабильсаг” – одна из разновидностей бога подземного мира Нергала, который на касситском межевом камне изображается как лучник. Сейчас созвездие называется Стрелец, как его назвали греки и римляне.

Десятое зодиакальное созвездие имеет интересную природу. Оно называется suhur-maš («рыба-козленок»): suhur - рыба, которая имеет бороду, Barbatus (водный символ бога мудрости Энки), maš – козленок (существо, через которое можно попасть в будущее, потому что по печени жертвенного козленка гадают о будущем). Мы видим два образа, связанных с богом мудрости Энки. Известно изображение на аккадской печати, где у ног бога Энки расположился козленок, а из его плеч вытекают потоки воды, в которых плещутся рыбы.

Одиннадцатый знак именуется gu-la, что означает «великан, большой человек». На некоторых печатях мы видим изображения большого одноглазого человека с бородой, который держит сосуд, из которого выливаются два потока воды. Впоследствии это созвездие будут называть Водолеем, но на самом деле это антропоморфная ипостась бога Энки, которого в некоторых текстах описывают как «одноглазый». Одиннадцатый месяц (январь-февраль) – это пик сезона дождей, отсюда и его символика. Два сосуда воды – вода моря и дождевая вода, которые в это время одолевают землю.

Последний двенадцатый знак имеет два названия: kunmeš (хвосты) и ku6meš (рыбы). В данном случае снова наблюдается водная символика, связанная с богом Энки. Помимо этого, хвосты рыбы напоминают снопы, которые сжинаются в это время.

В дальнейшем вавилонские знаки зодиака распространяются по всей Персидской империи и даже попадают в Индию. Таким образом, стандартный ниппурско-вавилонский календарь стал основой для возникновения представлений о двенадцати зодиакальных созвездиях солнечного зодиака.

в. Зодиак, астрология и гороскопы.

В начале новоассирийского времени появляется сопоставление двенадцати месяцев вавилонского календаря и четырех сторон света. При этом первый месяц, пятый и девятый являются месяцами Аккада, месяцами Севера, а третий, седьмой и одиннадцатый являются месяцами Амурру, месяцами Запада. И так далее. Ясно, что месяцы первый, пятый и девятый в первом тысячелетии до н. э. как раз находились под созвездиями Овна, Льва и Стрельца. И тут мы получаем древнейший в астрологии расклад, который мы называем огонь, земля, вода, воздух, в новоассирийской традиции это был расклад по сторонам света. Соответственно, то, что мы называем воздушными знаками зодиака, там называлось западными месяцами (Амурру), огненные месяцы и знаки (Лев, Овен, Стрелец) назывались Аккад (Север), водные – Субарту (Восток), земные – Элам (юг). То есть, уже была проведена первая классификация и получено первое соответствие между месяцами календаря и сторонами света.

В компендиуме «Мул Апин» периоды равноденствий и солнцестояний фиксируются, когда наступает пятнадцатый день соответствующего месяца. На пятнадцатый день седьмого месяца восходит созвездие Весы и фиксируется осеннее равноденствие. На пятнадцатый день первого месяца восходит созвездие Овен («Наемный работник») и фиксируется весеннее равноденствие. Счет по равноденствиям и солнцестояниям происходил в ассоциации с полнолуниями. В «Мул Апин» также упоминается большое количество звезд и 18 созвездий на пути Луны. Звезды распределены по трем путям, 36 созвездий. То есть это первая попытка систематизации знаний, которые получили ассирийцы о звездном небе.

В конце новоассирийского периода популярность астрологии и астрологов достигает максимума. Мы имеем совершенно уникальный вид текстов: это переписка ассирийских царей с астрологами. От этого времени доходят и первые имена выдающихся астрологов, почитаемых в эпоху ассирийской империи. Мы возьмем данные из периодов Асархаддона и Ашшурбанапала, когда были в моде такие астрологи, как Баласи (личный астролог Ашшурбанапала, в то время, когда он был еще принцем, но не являлся наследником престола); Иштар-шум-эреш, главный писец и придворный астролог как Асархаддона, так и Ашшурбанапала; Адад-шум-уцур, не менее известный эксперт-астролог той имперской поры, который обслуживал несколько храмов и работал на Асархаддона. Мы знаем эти имена благодаря большому количеству писем, адресованным ассирийским царям и подписанным этими именами. Известно, что эти астрологи создали династии, и уже через столетие, через два столетия стали известны их потомки, которые тоже занимались астрологией. Но об астрологии этого времени нужно говорить отдельно.

В новоассирийское время, наконец, появляется термин для астролога: «тупшар Энума Ану Эллиль», то есть «писец, который знает текст «Энума Ану Эллиль». Либо же астролог называется «бару», что означает предсказатель. Но бару может быть любым предсказателем, предсказывать по печени ягненка или по дыму курильницы. Третий термин для астролога – «умману», что означает «ремесленник, искусник» - мастер своего дела, профессионал.

Таким образом, есть терминология, есть компендиумы, которые должны изучать астрологи (это «Энума Ану Эллиль» и «Мул Апин»), есть большая заинтересованность царского двора в астрологах (до нас дошли два тома переписки ассирийских царей и астрологов) и есть учебная программа для астрологов. Астролог того времени равен политологу нашего времени. Это политический консультант, секретарь и советник царя, который, войдя в доверие, говорит ему, как лучше поступить: когда лучше сеять, когда лучше отправлять войско в поход, будет ли завтра дождь, следует ли завтра выезжать на прогулку, и так далее.

Вот пример такого письма: «Царю, моему господину, пишут Баласи и Набу-аххе-эрба». Дальше идет традиционное благопожелание: «Будь здоров, наш господин, пусть Набу и Мардук животворят тебя на вечные времена, пусть Ашшур, Бел, Син, Шамаш и Адад будут благосклонны к тебе, боги тебе благоприятствуют, можно выезжать, второй день хорош, четвертый день месяца особенно хорош, подготовь колесницу».

В другом письме тот же самый Баласи пишет: «Набу и Мардук будут к тебе благосклонны, ты повелел, о владыка, узнать, в чем твоя болезнь, какова ее причина. Об этом знают только великие боги, но знаки, которые подает небо касательно твоего тела, говорят, что нужно лечиться так-то и так-то», и дальше следует рецепт. Для понимания не только вавилонской астрологии, но и мироощущения важен такой момент: причина болезни неизвестна, но очень важно учитывать знаки, то есть внешние симптомы заболевания, и по ним можно понять, каким должен быть рецепт. Система вавилонской медицины имеет прямое отношение к астролатрии. Точно так же, как они наблюдали небесные знаки наверху и пытались по ним считать, что произойдет, так же наблюдают некие знаки на теле (повышение температуры, сыпь и так далее), и по этим знакам пытаются понять, что произошло. Вся месопотамская культура держится на учете внешних знаков, на их интерпретации и на составлении рецептов, как исправить ситуацию.

Переписка с астрологами касалась и дальних походов, на которые не был способен Асархаддон, крайне болезненный человек, не уверенный в себе (поэтому он и советовался с астрологами относительно своего здоровья). Одного из походов он не выдержал – отправившись в третий поход на Египет, он умер в начале пути.

Мы не знаем, советовали ли ему астрологи отправиться в этот поход, до нас не дошло писем на эту тему. Асархаддон был очень робким человеком, во всем советовался с астрологами: кого сделать наследником престола, как провести инаугурацию своего сына еще при своей жизни.

Когда Ашшурбанипал вступил на престол, его доверие к астрологам сильно возросло, потому что из него готовили верховного жреца, он сам очень хорошо знал астрологические тексты.

В ассирийское время появляется представление о знаках солнечного зодиака, но сами по себе гороскопные предсказания еще не создаются, зато появляется новый вид текста, который называется «Иккур Ипуш» - это предсказание по совмещению календарного месяца и небесного тела. Например: «Если в месяц Тебету в новый свой дом человек войдет, ложе смерти в доме человека установлено». Нельзя в декабре-январе входить в новый дом, это плохо. Рациональное объяснение – что декабрь-январь – время сезона дождей, наводнений, и новый дом может быть разрушен. Лунное гало при затмении в месяц Тебету означает, что страну пожрет чума. «На 29-й день месяца Тебету царь из ворот выходить не должен, но должен принести погребальную жертву, и тогда Энлиль даст ему возможность достичь желаемого». «Если в месяц Тебету Венера появляется и бороду носит, старейшины страны правителю неверный совет дадут. По их совету, царь в страну свою беду принесет, царь рабов своих оружием истребит». «Если в месяц Тебету Ишкур (гром) гремит, люди с голодом встретятся». Гром в декабре-январе мог быть крайне редко.

Теперь обратимся к тому, как в новоассирийское время понимали планеты. Безусловно злой планетой был Марс – Нергал, бог чумы и подземного мира, Марс называли также Красным – «Цальбатану». Красный цвет всегда был преддверием чего-то нехорошего. С Марсом всегда связаны отрицательные предсказания, касающиеся насилия, войны и так далее.

Венеру называли Дильбат, это имя богини Инанны как планеты, либо Иштар. Она связана с сексуальными отношениями, со страстью, с чувствами, с конфликтом, с оппозицией.

Юпитер в новоассирийское время стал Мардуком, но у него есть довольно много имен: в шумерское время он назывался Шульпаэ, потом он стал называться Сангмегар, потом Мардук. Юпитер как Мардук покровительствует царской власти. Экспансия, обладание пространством. Юпитер гарантирует (либо отрицает) успех, удачу.

Меркурий очень неопределенно выражен, это, безусловно, благоприятная планета, связана с письмом, с просвещением, Меркурий – это Набу, бог письма и грамоты. Неясно, насколько сильно влияние Меркурия, при одних обстоятельствах он благоприятен, при других – нейтрален.

У Сатурна двойственная роль: с одной стороны, он – покровитель Солнца, он идет в одной паре с Солнцем в месопотамских текстах. Сатурн вместе с Солнцем является верховным судьей, который в седьмом месяце вавилонского календаря осуществляет суд над живыми и мертвыми. Вообще Сатурн – это хромой охранник подземного мира, который имеет в шумерской терминологии несколько имен, его зовут Хендурсанга, он отпирает двери мертвецам в период зимнего солнцестояния, чтобы они вышли вместе с поднимающимся солнцем и некоторое время пробыли на земле, а потом он опять их загоняет и запирает двери. Вторая роль: Сатурн – это ночь, мрак, внезапное наступление зла. Каждый седьмой день вавилонского календаря – это день Сатурна. На эти дни – 7, 14, 21, 28, - предписывалось никуда не уходить из дома, во избежание зла на открытом пространстве, были пищевые запреты, предписывалось какое-либо благодеяние. Впоследствии эти седьмые дни стали субботними днями, которые надлежало чтить.

Луна – это бог времени, покровитель сияющего небесного свода. Солнце – это бог справедливости, суда, бог-свидетель всех человеческих дел.

Третий этап развития астрологии – это гороскопная астрология. Первый пример гороскопа появляется в 409 г. до н. э., это личный гороскоп. До 5 века до н. э. личных гороскопов не было. Мы не знаем, когда родился тот или иной вавилонский или ассирийский царь, потому что таких сведений просто нет! А для 3 тыс. до н. э. мы даже не знаем, когда какой царь взошел на престол. Интерес к личности простого человека появляется в 5 в. до н. э., когда Вавилония уже стала персидской. Первый гороскоп (409 г. до н. э.) доходит от 13-го года правления Дария II. С это времени, вплоть до 62 г. до н. э. мы знаем порядка 40 вавилонских гороскопов. Все они составлены по заказу знатных семейств при рождении детей. Эти гороскопы были организованы совершенно по-разному.

Пример гороскопа 409 г. до н. э.: «Месяц Тебету, последняя часть ночи 25-го дня, 13-й год правления Дария, ребенок родился». Дальше идет перечисление аспектов: «15-го числа месяца Кислиму - первая видимость Меркурия к востоку позади восточной части Близнецов, зимнее солнцестояние на девятый день месяца Тебету, в месяц Шабату плотные облака, 2-го последняя видимость Меркурия к востоку от Козерога… Месяц Ташриту, 22 день, вторая стоянка Юпитера в Водолее… Год имеет вставной месяц Аддару». Но при этом не говорится, что будет с самим человеком.

Второй пример гороскопа 248 г. до н. э., эпоха Селевкидов: родился некий ребенок, его зовут Ану-Бельшуну. 29 декабря, в «Месяц Тебету, вечером второго дня, Ану-Бельшуну родился. В этот день Солнце было в 9 градусах 30 минутах Козерога, Луна была в 12 градусах Водолея. Его дни будут долгими. Юпитер был в начале Скорпиона, - кто-то этому человеку поможет. Положение Венеры благоприятно, ребенок родился, когда Водолей был в районе Венеры, - он будет иметь сыновей. Меркурий в Козероге, Сатурн в Козероге, Марс в Раке».

Подобные тексты сложны для перевода, потому что они написаны гетерограммами – шумерскими знаками, которые нужно читать по-аккадски. Система счисления там представляет собой смесь шестидесятиричной и десятиричной (единицы времени обозначаются в шестидесятках, а все остальное – в десятках).

С аспектами мы сталкиваемся, когда речь идет о предсказательной астрологии. В новоассирийский период мы видим много конъюнкций, оппозиций. В личных гороскопах это попадается очень редко. В основном, речь идет о пребывании планеты в градусе зодиака, в зодиакальном знаке, и о тех свойствах, которые из этого могут происходить.

Вот еще один пример - гороскоп 234 г. до н. э., ночь со 2 на 3 июня: «4-го Симану родился Аристократ (это имя собственное – В.Е.), в этот день Луна была во Льве, Солнце было в 12 градусах 30 минутах Близнецов, Юпитер был в 18 градусах Стрельца, место Юпитера благоприятно, жизнь этого человека будет процветать, его здоровье будет долгим, дни его будут долги, Венера в 4 градусах Тельца, место Венеры благоприятно для всего, что он будет делать. Он будет иметь сыновей и дочерей. Меркурий в Близнецах, …. Место Меркурия показывает, что будет он храбр, и будет первым по рангу. Он будет более известен, чем его братья. Он наследует дом своего отца. Сатурн в 6 градусах Рака, Марс в 24 градусах Рака…» Дальше текст сильно поврежден.

Еще один интересный текст селевкидского времени, в котором рассказывается о некой участи человека, которая его постигает в различных знаках. Но сложность в том, что мы до сих пор не понимаем, как переводить знак “уш” второе (uš2). Это может означать как «господин», так и “смерть” («муту»). Поэтому первоиздатель этого текста, Хунгер, считает, что речь идет о смерти, которая может постигнуть человека различным образом в разных знаках. По моему мнению, речь идет о том, что когда знак оказывается в одиночном положении, тогда он действует на человека определенным образом. Дискуссия по этому поводу не закончилась, мы имеем слишком мало данных.

«Когда Овен – семья, когда Телец – Война, когда Близнецы – заключение в тюрьме, когда Рак – вражда, когда Лев в одиночестве – деление имущества или достижение своего противника, когда Дева в одиночестве – ущерб, когда Стрелец – дни хороши, когда Водолей – дети имя доброе имеют, когда Рыбы – имя доброе и дни долгие».

Есть большой интересный текст BRM IV 19, на каждый зодиакальный знак идут предсказания: на знак Овен – изгнание болезней и освящение дома, снятие с должности и назначение другого человека; Телец – накопление денег, задержание в доме вражеской ноги, то есть отпор врагу, успокоение гневного бога, нападение демонов Лилу и Лилиту; Близнецы – вопрос верности женщины мужчине, клевета, которой знатный внимать не должен, это угроза для жизни; если Рак – вход в место заточения или в подземный мир, напоение водой голодного духа и его последующее изгнание; если Лев – то смена настроения, желание внешней красоты, возврат потерянного, образы военных трофеев; если Дева – то отпущение грехов, указание на прекрасное; если Весы – то любовь мужчины к женщине; если Скорпион – то ненависть, выслеживание беглого раба; если Козерог – то удаление зла из дома человека, удаление человека с прежних позиций; Водолей – раскрытие колдовства, разгон чар, а также принесения дохода питейным заведениям; Рыбы – раскрытие колдовства, благое правление царя, любовь женщины к мужчине.

 Литература:

Ван дер Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука II. Рождение астрономии. — М.: Наука, 1991.

Емельянов В. В. Ниппурский календарь и ранняя история Зодиака. СПб.: Петербургское востоковедение, 1999.

Емельянов В. В. Мифопоэтическое в названии восьмого зодиакального созвездия // Топоровские чтения I–IV: Избранное. М.: Институт славяноведения РАН, 2010. С. 57–77.

Емельянов В. В. Элементы Демокрита и табличка Набушумлишира // Вопросы философии. 2014. № 6. С. 53–63.

Куртик Г.Е. Введение Зодиака как полосы созвездий в месопотамской астрономии // ВИЕТ. 2012. № 17. С. 23–32.

Brown, D. Mesopotamian Planetary Astronomy-Astrology. Groningen, 2000.

Cooley J. L. Poetic Astronomy in the Ancient Near East. The Reflexes of Celestial Science in Ancient Mesopotamian, Ugaritic, and Israelite Narrative. Winona Lake; Indiana: Eisenbrauns, 2013.

Horowitz, W. Mesopotamian Cosmic Geography. Eisenbrauns, 1998.

Hunger H., Pingree D. MUL. APIN. An Astronomical Compendium in Cuneiform. Vienna: Berger & Söhne, 1989.

Koch-Westenholz, U. Mesopotamian Astrology. An Introduction to Babylonian and Assyrian Celestial Divination. Copenhagen, 1995.

Kurtik G., Militarev A. Once more on the origin of Semitic and Greek star names: an astronomic-etymological approach updated // Culture and Cosmos. A Journal of the History of Astrology and Cultural Astronomy. 2005. No. 9/1. P. 3–43.

Meier G. Die assyrische Beschwörungssammlung Maqlu. Berlin, 1937

Ossendrijver M. Science in Action: Networks in Babylonian Astronomy // E. Cancik-Kirschbaum, M. V. Ess, and J. Marzahn, eds. Babylon: Wissenskultur in Orient und Okzident (Topoi/ Berlin Studies of the Ancient World). Berlin: Walter De Gruyter, 2011. P. 213–221.

Rochberg F. Babylonian Horoscopes. Philadelphia, 1998.

Rochberg F. The Babylonians and the Rational: Reasoning in Cuneiform Scribal Scholarship // J. C. Johnson, ed. In the Wake of the Compendia, Infrastructural Contexts and the Licensing of Empiricism in Ancient and Medieval Mesopotamia. Berlin; Boston: De Gruyter, 2015. P. 209–246.

Wee J. Discovery of the Zodiac Man in Cuneiform // Journal of Cuneiform Studies. 2015. Vol. 67. P. 217–233.

[1] Подробнее см. Ossendrijver, 2011; Rochberg, 2015.

[1] Все остальные знаки зодиака ассоциированы с нижними конечностями по остаточному принципу.

[1] Однако еще в шумерских царских списках, которые создавались в конце третьего – начале второго тысячелетия до н.э., первые упоминаемые там цари носят имена зодиакальных созвездий. Среди царей упоминаются Калуму (ягненок), Зукакипу (скорпион). Некоторые ученые считают, что это просто тотемные имена; другие же полагают, что это должно быть связано с созвездиями. Возможно, еще в конце III тысячелетия выделялись отдельные созвездия. Этот факт тоже нужно учитывать, поэтому природа названий этих царских имен пока не прояснена (Cooley, 2013, 38).

 [1] В заговорном тексте серии «Маклу» орел Анзу отождествляется со скорпионом: rittī An-zi-i zu-qa-qi-pi-i («Кисть моей руки – мой Анзу, мой скорпион») (Meier, 1937, VII. 1; IX. 138).

Метки: Месопотамия, Астрология, В.В. Емельянов