Брихаспати

Дата публикации:

Брихаспати – божество древнеиндийского пантеона, связанное с так называемым годом Брихаспати, длящимся 361 день. в средневековых текстах термин «самватсара» обозначал «год Брихаспати» - время, за которое совершает свой путь по звездному небу планета Брихаспати (или Гуру - Юпитер). Брихаспати – господин и учитель богов, божество жертвоприношения и молитвы, известное также под именами Брахманапати и Вачаспати, т.е. божество брахмана (в данном случае - молитвы) и речи. Брихаспати, как следует из его имени, - «благой господин», доброе, благосклонное божество. Брихаспати упоминается в «Ригведе» около 170 раз, ему посвящено одиннадцать гимнов, ещё в двух гимнах он упоминается совместно с Индрой (Брихаспати 1990: 103). Брихаспати – золотой или золотого цвета бог (возможно, некогда божество солнца, чаще ассоциируемого с Сурьей), господин речи, он – хозяин молитвы и поэтических размеров. Как «господин речи» он – муж богини речи, персонифицированной как женское божество. Во многих сюжетах Брихаспати выступает жрецом и наставником богов, отсюда его имя – Гуру (Учитель). У него семь уст и семь лучей, сто крыльев и сладкий голос. Семь уст и семь лучей, возможно, соотносятся с семью днями и ночами недели, ведь Брихаспати связан и с календарем – календарным циклом Брихаспати (планеты Юпитер).

Так как годовой цикл Юпитера больше всего соответствовал годовому циклу вращения земли вокруг солнца, а для средневекового наблюдателя – «вращения» солнца вокруг луны, то иногда их приравнивали друг к другу. Год Брихаспати насчитывал 361 день и не совсем совпадал с тропическим, но был важной единицей времени, и именно самватсара составляли цикл из 60 «лет Брихаспати». Образующие 60-летние циклы. В средневековье 60-летний цикл был разделен на 3 двадцатилетних цикла, которыми управляли поочередно Брахма, Вишну и Шива. Исчисление самватсара считалось важным не столько для земных дел, сколько для совершения жертвоприношения богам.

Библиография:

  • Альбедиль М. Ф. Протоиндийское «колесо времени» // Календарь в культуре народов мира. М. 1993. С. 70–101.
  • Брихаспати // Мифологический словарь / гл. ред. Е. М. Мелетинский. — М.: Советская энциклопедия, 1990.
  • Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.
  • Ванина Е. Ю. Время в восприятии средневековых индийцев // Диалог со временем. № 17. 2006. С. 77–114.
  • Васильков Я.В. 12-летний цикл в древней Индии. // Сообщение об исследовании протоиндийских текстов. М., 1972. С.313-336.
  • Васильков Я.В. Калавада//Словарь Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. М.: Республика, 1996. С. 221-222.
  • Васильков Я.В. Миф, ритуал и история в «Махабхарате». Санкт-Петербург: Европейский Дом. 2010. 397 с.
  • Денисов Ю. В. Представления о времени в философии Бхартрихари (на материале «Главы о времени», карики 1-15 // История философии. Вып. 7. М.: ИФ РАН, 2000.
  • Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: словарь / под общ. ред. Альбедиль М.Ф. и Дубянского А.М.. — М.: Республика, 1996. С.75.
  • Климишин И. А. Календарь и хронология. М.: Наука, 1985.
  • Лысенко В.Г. Философия пространства и времени в Индии: школа вайшешика. – В кн.: Рационалистическая традиция и современность. Индия. М, 1988, с. 75–102.
  • Селешников С. И. История календаря и хронология. М.: Наука, 1977.
  • Vassilkov Ya.V. Kalavada (the doctrine of Cyclical Time) in the Mahabharata and the concept of Heroic Didactics. // Composing a Tradition: Concepts, Techniques and Relationships. Zagreb, 1999. P.17-33.

Метки: Индия, Статьи, И.Ю. Котин