В египетском календаре промежуток между последним днем года, IV Smw 30, и праздником Нового года, I Axt 1, рассматривался как переходный период от одного года к другому. В эти пять дней, стоявших в конце 360-дневного календарного года и получивших условное название «эпагомены», проводились праздники, направленные на преодоление опасностей, ожидавших людей перед наступлением нового календарного года. Сведения об этих праздниках встречаются в календаре из храма Ниусерра (V дин.), списке праздников Хнумхотепа II в Бени Хасане (XII дин.), надписях саркофага Ма (XII дин.), папирусе из гробницы Хархотепа (XII дин.). В Текстах пирамид эти дни названы «Рождение богов» и считались, соответственно, днями рождения пяти божеств: Осириса, Хора, Сета, Исиды и Нефтиды.
По сообщению мифа, дошедшего в пересказе Плутарха, бог Ра разгневался на свою супругу богиню Нут, изменившую ему с богом земли Гебом, и запретил ей рожать во все 360 дней года. Тогда богиня обратилась за помощью к богу Тоту, который решил создать пять дополнительных дней, на которые не распространялось проклятие Ра. С этой целью он затеял игру в сенет с Луной и выиграл пять суток, которые и были добавлены к солнечному году. Таким образом, эти дни не принадлежали ни к одному месяцу и получили название «те, что над годом» (hryw rnpt). Тогда богиня Нут смогла родить пятерых детей – Осириса, Хора, Сета, Исиду и Нефтиду.
Согласно «Сказанию об истреблении людей», известному по источникам Среднего царства, в 12-й месяц года, месоре (4 Smw), помощники богини Сехмет (Око Ра) отправлялись для истребления людей. Для усмирения богини и получения ее помощи в предновогодние дни, считавшиеся несчастливыми, проводился обряд «умиротворение Сехмет» (sHtp sxmt). В этот период наносились специальные защитные символы на льняную ткань, которую повязывали вокруг шеи. Как сообщают источники Позднего времени, тогда же имел место ритуал, направленный на уничтожение Сета и его приспешников (Urk. VI, 141–143).
В календарных списках пятеро богов, рожденных Нут, имели соответствующие эпитеты. Осирис именовался «Бык Запада, чье имя скрыто от его детей», «!Agsw, не знающий своего весла», «чистый бык в своем поле»; Хор – «Великий силой, владыка ужаса», «плавающий по озеру»; Сет – «Владыка жизни, стоящий впереди барки Ра»; Исида – «Великая, дочь Нут», «птенец в своем гнезде»; Нефтида – «Дочь Нут», «птенец в своем гнезде». Вероятно, в эти дни читались определенные заклинания над фигурками названных божеств, которым совершались подношения хлеба, пива, сосудов-hnw и проводились воскурения благовоний.
Значение первого праздника – «день рождения Осириса» – раскрывается в рельефах птолемеевского храма Опет, где представлена сцена возрождения Осириса на его постели (De Wit 1958, 121, 233). В сопроводительных текстах Осирис обозначается как «чистый бык в своем поле», рожденный богиней неба Нут. Событие рождения Осириса ассоциировалось также с восходом Ра, ежедневно появляющимся на рассвете из тела Нут.
Особое значение придавалось празднику «птенец в своем гнезде», или «мощный сокол, пребывающий в своем гнезде», который в одних текстах ассоциировался с днем рождения Исиды, а в других – Нефтиды. Так или иначе данный эпитет указывал на юного Хора и соотносился с культом царя, отождествлявшегося с соколом. Накануне этого дня отмечался отдельный праздник, названный «ночь (праздника) птенца в своем гнезде». В календаре храма Хатхор в Дендере сообщается, что тогда проводился «праздник по всей земле» и устраивалась процессия со статуями Хатхор и ее эннеады вокруг храмового помещения, названного «божественным домом» Хатхор (Dendera IX, 202. 11–12). Кроме того, проводились ритуалы подношения тканей с участием богини Рененутет (Dendérah II, 149. 11–12). Эти церемонии связывались с предстоящим праздником Нового года и культом Хапи, бога Нила. Таким образом, праздники 4-го и 5-го дополнительных дней года имели непосредственное отношение к мотиву обновления сил природы и богов, отвечавших за наступление разлива реки.
Библиография
- Панов М. В. Эпагомены в древнеегипетском календаре // Манускрипт. 2020. Т. 13. Вып. 2. С. 77–82. URL: https://www.gramota.net/articles/issn_2618-9690_2020_2_13.pdf (дата обращения: 2.07.2020)
- Eschweiler P. Bildzauber im alten Ägypten, die Verwendung von Bilderen und Gegenständen in magischen Handlungen nach den Texten des Mittleren und Neuen Reiches. Freiburg: Universitätsverlag; Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1994. P. 59–61.
- Germond Ph. Sekhmet et la Protection du Monde. Genève: Ägyptologisches Seminar der Universität Basel, 1981 (Ægyptiaca Helvetica, 9).
- Raven M.J. Charms for Protection during the Epagomenal Days // Essays on Ancient Egypt in Honour of Herman te Velde / Ed. J. van Dijk. Egyptological Memoires, 1. Groningen: Styx Publications, 1997. P. 275–291.
- Spalinger A. Some Remarks on the Epagomenal Days in Ancient Egypt // Journal of Near Eastern Studies. 1995. Vol. 54, No. 1. P. 33–47.
- De Wit C. Les inscriptions de temple d’Opet à Karnak. Brussels : Fondation Égyptologique Reine Élizabeth, 1958. Vol. I (Bibliotheca Aegyptiaca, vol. 11).
Источники
Издание | |
Папирус Leyden I 346 |
Stricker B. H. Spreuken tot beveiliging gedurende de schrikkeldagen, naar Pap. I 346 // OMRO. 1948. Vol. 29. P. 55–70; Spalinger 1995, 35. Перевод на рус. яз.: Панов 2020: 79–80. |
Папирус Cairo 86637 |
Bakir A. el-M. The Cairo calendar no, 86637. Cairo, 1966; Spalinger 1995, 37. Перевод на рус. яз.: Панов 2020: 80–81. |
Календарь храма Ниусерра (V дин.) |
Helck W. Die Weihinschrift // SAK. 1977. Vol. 5. P. 64 – 65, pl. 11, frg. 432. Strudwick N.C. Texts from the Pyramid Age (SBL Writings from the Ancient World, 16). Leiden, 2005. P. 89. |
Надписи гробницы Хнумхотепа II в Бени Хасане (XII дин.) |
Newberry P.E. Beni Hasan. L., 1893. Vol. I. Pl. 24 (line 3), pl. 25 (cols. 23–24), p. 53–54 (перевод на англ. яз.) Kanawati N., Evans L. Beni Hassan: Vol. I: The Tomb of Khnumhotep II (Australian Centre for Egyptology Reports, 36). Oxford, 2014. |
Надписи саркофага Ма (TT 500; XII дин.; Музей пятидесятилетия (Музей искусства и истории) Брюсселя) | Garstang J. The Bural Customs of Ancient Egypt. L., 1907. P. 192, pl. IX, fig. 148. |
Папирус из гробницы Хархотепа (ТТ 134; XII дин.) |
James T.G.H. The Hekanakhte Papers and Other Early Middle Kingdom Documents. N.-Y., 1962. P. 72–73. Фото и перевод текста на англ. яз. на сайте музея Метрополитен: |
«Ритуал уничтожения Сета и его приспешников» в текстах папирусов Louvre 3129 и British Museum 10252 (VI–V вв. до н.э.) | Schott S. Urkunden Mythologischen Inhalts. Bd. VI, Hft. 1. Leipzig, 1929. S. 141–143. |