Эпагомены (Египет)

Дата публикации:

В египетском календаре промежуток между последним днем года, IV Smw 30, и праздником Нового года, I Axt 1, рассматривался как переходный период от одного года к другому. В эти пять дней, стоявших в конце 360-дневного календарного года и получивших условное название «эпагомены», проводились праздники, направленные на преодоление опасностей, ожидавших людей перед наступлением нового календарного года. Сведения об этих праздниках встречаются в календаре из храма Ниусерра (V дин.), списке праздников Хнумхотепа II в Бени Хасане (XII дин.), надписях саркофага Ма (XII дин.), папирусе из гробницы Хархотепа (XII дин.). В Текстах пирамид эти дни названы «Рождение богов» и считались, соответственно, днями рождения пяти божеств: Осириса, Хора, Сета, Исиды и Нефтиды.

По сообщению мифа, дошедшего в пересказе Плутарха, бог Ра разгневался на свою супругу богиню Нут, изменившую ему с богом земли Гебом, и запретил ей рожать во все 360 дней года. Тогда богиня обратилась за помощью к богу Тоту, который решил создать пять дополнительных дней, на которые не распространялось проклятие Ра. С этой целью он затеял игру в сенет с Луной и выиграл пять суток, которые и были добавлены к солнечному году. Таким образом, эти дни не принадлежали ни к одному месяцу и получили название «те, что над годом» (hryw rnpt). Тогда богиня Нут смогла родить пятерых детей – Осириса, Хора, Сета, Исиду и Нефтиду.

Согласно «Сказанию об истреблении людей», известному по источникам Среднего царства, в 12-й месяц года, месоре (4 Smw), помощники богини Сехмет (Око Ра) отправлялись для истребления людей. Для усмирения богини и получения ее помощи в предновогодние дни, считавшиеся несчастливыми, проводился обряд «умиротворение Сехмет» (sHtp sxmt). В этот период наносились специальные защитные символы на льняную ткань, которую повязывали вокруг шеи. Как сообщают источники Позднего времени, тогда же имел место ритуал, направленный на уничтожение Сета и его приспешников (Urk. VI, 141–143).

В календарных списках пятеро богов, рожденных Нут, имели соответствующие эпитеты. Осирис именовался «Бык Запада, чье имя скрыто от его детей», «!Agsw, не знающий своего весла», «чистый бык в своем поле»; Хор – «Великий силой, владыка ужаса», «плавающий по озеру»; Сет – «Владыка жизни, стоящий впереди барки Ра»; Исида – «Великая, дочь Нут», «птенец в своем гнезде»; Нефтида – «Дочь Нут», «птенец в своем гнезде». Вероятно, в эти дни читались определенные заклинания над фигурками названных божеств, которым совершались подношения хлеба, пива, сосудов-hnw и проводились воскурения благовоний.

Значение первого праздника – «день рождения Осириса» – раскрывается в рельефах птолемеевского храма Опет, где представлена сцена возрождения Осириса на его постели (De Wit 1958, 121, 233). В сопроводительных текстах Осирис обозначается как «чистый бык в своем поле», рожденный богиней неба Нут. Событие рождения Осириса ассоциировалось также с восходом Ра, ежедневно появляющимся на рассвете из тела Нут.

Особое значение придавалось празднику «птенец в своем гнезде», или «мощный сокол, пребывающий в своем гнезде», который в одних текстах ассоциировался с днем рождения Исиды, а в других – Нефтиды. Так или иначе данный эпитет указывал на юного Хора и соотносился с культом царя, отождествлявшегося с соколом. Накануне этого дня отмечался отдельный праздник, названный «ночь (праздника) птенца в своем гнезде». В календаре храма Хатхор в Дендере сообщается, что тогда проводился «праздник по всей земле» и устраивалась процессия со статуями Хатхор и ее эннеады вокруг храмового помещения, названного «божественным домом» Хатхор (Dendera IX, 202. 11–12). Кроме того, проводились ритуалы подношения тканей с участием богини Рененутет (Dendérah II, 149. 11–12). Эти церемонии связывались с предстоящим праздником Нового года и культом Хапи, бога Нила. Таким образом, праздники 4-го и 5-го дополнительных дней года имели непосредственное отношение к мотиву обновления сил природы и богов, отвечавших за наступление разлива реки.

Библиография

  • Панов М. В. Эпагомены в древнеегипетском календаре // Манускрипт. 2020. Т. 13. Вып. 2. С. 77–82. URL: https://www.gramota.net/articles/issn_2618-9690_2020_2_13.pdf (дата обращения: 2.07.2020)
  • Eschweiler P. Bildzauber im alten Ägypten, die Verwendung von Bilderen und Gegenständen in magischen Handlungen nach den Texten des Mittleren und Neuen Reiches. Freiburg: Universitätsverlag; Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1994. P. 59–61.
  • Germond Ph. Sekhmet et la Protection du Monde. Genève: Ägyptologisches Seminar der Universität Basel, 1981 (Ægyptiaca Helvetica, 9).
  • Raven M.J. Charms for Protection during the Epagomenal Days // Essays on Ancient Egypt in Honour of Herman te Velde / Ed. J. van Dijk. Egyptological Memoires, 1. Groningen: Styx Publications, 1997. P. 275–291.
  • Spalinger A. Some Remarks on the Epagomenal Days in Ancient Egypt // Journal of Near Eastern Studies. 1995. Vol. 54, No. 1. P. 33–47.
  • De Wit C. Les inscriptions de temple d’Opet à Karnak. Brussels : Fondation Égyptologique Reine Élizabeth, 1958. Vol. I (Bibliotheca Aegyptiaca, vol. 11).

Источники

      Издание
Папирус Leyden I 346

Stricker B. H. Spreuken tot beveiliging gedurende de schrikkeldagen, naar Pap. I 346 // OMRO. 1948. Vol. 29. P. 55–70; Spalinger 1995, 35.

Перевод на рус. яз.: Панов 2020: 79–80.

Папирус Cairo 86637

Bakir A. el-M. The Cairo calendar no, 86637. Cairo, 1966; Spalinger 1995, 37.

Перевод на рус. яз.: Панов 2020: 80–81.

Календарь храма Ниусерра (V дин.)

Helck W. Die Weihinschrift // SAK. 1977. Vol. 5. P. 64 – 65, pl. 11, frg. 432.

Strudwick N.C. Texts from the Pyramid Age (SBL Writings from the Ancient World, 16). Leiden, 2005. P. 89.

Надписи гробницы Хнумхотепа II в Бени Хасане (XII дин.)

Newberry P.E. Beni Hasan. L., 1893. Vol. I. Pl. 24 (line 3), pl. 25 (cols. 23–24), p. 53–54 (перевод на англ. яз.)

Kanawati N., Evans L. Beni Hassan: Vol. I: The Tomb of Khnumhotep II (Australian Centre for Egyptology Reports, 36). Oxford, 2014.

Надписи саркофага Ма (TT 500; XII дин.; Музей пятидесятилетия (Музей искусства и истории) Брюсселя) Garstang J. The Bural Customs of Ancient Egypt. L., 1907. P. 192, pl. IX, fig. 148.
Папирус из гробницы Хархотепа (ТТ 134; XII дин.)

James T.G.H. The Hekanakhte Papers and Other Early Middle Kingdom Documents. N.-Y., 1962. P. 72–73.

Фото и перевод текста на англ. яз. на сайте музея Метрополитен:

https://www.metmuseum.org/art/collection/search/545455

«Ритуал уничтожения Сета и его приспешников» в текстах папирусов Louvre 3129 и British Museum 10252 (VI–V вв. до н.э.) Schott S. Urkunden Mythologischen Inhalts. Bd. VI, Hft. 1. Leipzig, 1929. S. 141–143.

 

Метки: Египет, Статьи, Праздники