Среди божеств лунного характера в религии Древнего Египта важное место занимал Хонсу. Его культ получил распространение в период Нового царства, когда развивается фиванский мифологический цикл, где Хонсу известен как сын Амона и Мут. В храмовом комплексе Карнака в период XX династии, с эпохи Рамсеса III (XII в. до н. э.), началось возведение храма Хонсу. Заключительные строительные работы были произведены при Птолемее II (I в. до н. э.).
С культом Хонсу был связан месяц пакхон (досл.: «(месяц) Хонсу») – 1-й месяц сезона жатвы. В надписях греко-римского времени сообщается о праздновании рождения Хонсу Младенца в храмовом комплексе Мут. Это божество обычно изображалось в виде подростка, с лунным диском на голове, с локоном юности, держащего знак-анх, скипетр-уас, посох и плеть. В календарной надписи храма говорится: «[Ее величество] Мут совершает плавание на озере (Ишеру) со своей эннеадой в 1-й день месяца тиби; Мут, Око Ра, восседает на Великом престоле в святилище барки, (называемой) «Великий страх», Хонсу Младенец справа от нее, Бастет – слева» [Sauneron 1983, 1983, pl. XI, №11, 31–32; Klotz 2009, 97].
Библиография
- El-Sabban S. Temple Festival Calendars of Ancient Egypt. Liverpool, 2000.
- Klotz D. The Theban Cult of Chonsu the Child in the Ptolemaic Period // Documents de Théologies Thébaines Tardives 1, CENiM 3. Montpellier, 2009. P. 95–134.
- Leclant J. Montouemhat: quatrième prophète d’Amon, prince de la ville (BdÉ, 35). Le Caire, 1961.
- Sauneron S. La porte ptolémaïque de l’enceinte de Mout à Karnak (MIFAO, 107). Le Cairem 1983.
Метки: Египет, А.В. Миронова