В Древнем Египте бог Хнум почитался как владыка катаракта, податель Нильского разлива. Считалось также, что он создал людей на гончарном круге и был причастен к рождению некоторых богов, например, Хапи, Рененутет и Хека. Кроме того, Хнум имел тесную связь с Ра и рассматривался как его Ба и ночная форма; поэтому в сценах Книги Амдуат («Книга о том, что в ином мире»), представляющих ночное путешествие солнечного бога, последний изображался в виде бараноголового Хнума [Hornung 1963–1967, pl. I–XII].
Сведения о проведении праздников бога Хнума содержатся, например, в календарной записи Тутмоса III из храма Элефантины, сообщающей о торжествах в честь Хнума в день Нового года [Urk. IV, 823. Kol. II. 3]. Почитание Хнума на о-ве Элефантина известно ещё с периода Раннего царства. В этом районе были возведены храмы, посвящённые Элефантинской триаде богов: Хнуму, Сатис и Анукет [PM V, 224–230]. Наиболее обширные строительные работы относятся ко времени XVIII династии и связаны, главным образом, с именами Хатшепсут и Тутмоса III (XV в. до н. э.). Однако от храмов остались лишь руины и фрагменты блоков с рельефными изображениями. Упомянутая ранее надпись из элефантинского календаря Тутмоса III звучит следующим образом: «Первый месяц сезона Разлива (день первый), открытие года, праздник Хнума, в течение [трех дней]» [Urk. IV, 823. Kol. II. 3].
В другом календарном списке, связанном с культом Амона из Элефантины, говорится о проведении в день Нового года праздника Амона, в течение трех дней [Urk. IV, 824. 9]. Соотношение праздника Хнума с Новым годом и праздником Амона не имеет аналогов в календарях эпохи Нового царства и встречается только в календаре греко–римского храма Эсны, посвящённого культу Хнума [Esna I, 55].
Связь между Хнумом и Амоном обнаруживается в тексте остракона времени Хатшепсут/Тутмоса III, где Амон предстает как плодородящий Нил [Guksch 1994, 105] и тем самым соотносится с Хнумом. Эта взаимосвязь объясняет причину проведения при Тутмосе III праздника Хнума и Амона в один день, в Новый год. Вероятно, Новый год в Элефантине отмечался именно в храме Хнума. Здесь, видимо, имел место обряд Xnm itn («единение с солнечным диском») статуй Хнума и Амона. Смысл названного обряда отражен в декоре потолка гипостильного зала храма Дендеры, где представлено ночное плавание Ра по телу Нут, которая рождала солнечного бога на рассвете [Cauville 1995, 61] (отсюда и ещё одно название первого дня года — «рождение Ра-Хорахте», mswt Ra-@r-Axty, или «рождение Ра», mswt-Ra). Выйдя из чрева Нут, Ра посылал свои лучи на образ богини Хатхор, тем самым «соединявшейся» (Xnm) с богом Ра.
В календаре Тутмоса III из Элефантины стоит вторая дата праздника Хнума: «месяц 4-й, последний день Разлива (т.е. IV Axt 30. – А. М.), праздник Хнума [… дней] [Urk. IV, 823. Kol. II. 7]. Дата IV Axt 30 соотносилась с последним днем праздника Осириса месяца Хойак, вслед за которым шел праздник Нехебкау, отмечавшийся в начале сезона Посева, I prt 1 [Schott 1950, №82–84, 86]. Таким образом, праздник Хнума приходился на время проведения праздника Нехебкау. 1-й день сезона Посева ассоциировался также с Хором, получавшим власть от своего покойного отца Осириса, что объясняет другое название этого дня: «Новый год Хора» (wp-rnpt n @r) [Edfou V, 351. 3–4]. Тем самым праздник Нехебкау ассоциировался с Новым годом и сам, по замечанию Э. Спэлинджера, являлся вторым Новым годом (wp-rnpt) [Spalinger 1990, 289–290]. Неслучайно в греко–римском календаре Эсны праздник Нехебкау записан также под датой I Axt 1, наряду с праздником Нового года (wp-rnpt) и праздником Хнума [Esna I, 55; Sauneron 1962, 11].
В греко–римское время дата I prt 1 была связана с праздником Коронации Священного сокола [Alliot 1948, 208–219]. Поскольку сокол ассоциировался с Хором, воплощением которого считался царь, праздник коронации сокола носил царский характер. Видимо, поэтому I prt 1, как и I Axt 1, считался лучшим временем для проведения коронационных обрядов фараона [Spalinger 1990, 289–291]. С этими двумя датами соотносился праздник Хнума, что дает основание провести следующую смысловую взаимосвязь: I Axt 1 = I prt 1 = праздник Хнума.
Таким образом, культ Хнума имел тесную связь с царским культом. Здесь можно вспомнить мотив царского рождения из текста папируса Весткар, где Хнум при рождении каждого царского младенца «давал здоровье членам его» [pWestcar X. 14, 21–22. XI. 2]. Другой пример — сцены мифического рождения Хатшепсут от Амона из храма в Дейр эль–Бахри, в которых Хнум предстает как творец человеческого тела, создающий на гончарном круге царского младенца и его Ка (kA) [PM²II, 348 (17)]. В храме Дейр эль–Бахри сцены царского рождения располагаются непосредственно под сценами мифической коронации Хатшепсут [PM²II, 348 (16–21)], приуроченной ко дню Нового года. В таком соположении сцен хорошо прослеживается смысловая связь между мотивами рождения фараона, его коронацией и Новым годом.
Итак, Хнум играл важную роль в празднике Нового года и способствовал рождению фараона и его Ка, т.е. двойника, божественной сущности. В отношении царского Ка египтолог Л. Бэлл высказал мнение, что оно приобретало божественный статус только во время проведения обряда коронации [Bell 1997, 140]. Именно тогда индивидуальное Ка фараона становилось частью царского Ка, которое Л. Бэлл понимает как царскую должность, «бессмертный творящий дух божественного царства» [Ibid.]. Таким образом, роль Хнума в элефантинском празднике Нового года была очень значимой. Во время проведения обряда Xnm itn Хнум–Ра одушевлял статуи храмовых божеств, в том числе, статуи Хнума и Амона. В основе символической программы обряда лежало представление о рождении Хнума–Ра на рассвете, по окончании ночного путешествия бога по Дуату.
В целом заметим, что праздники Хнума и Нового года, проводившиеся в Элефантине, отмечали несколько событий: рождение Хнума–Ра и фараона, а также передачу престола от Хнума–Ра к царю. Вполне вероятно, в заключение праздничных торжеств совершался обряд коронации фараона, подтверждавший его власть и способность обеспечить благополучие стране на весь грядущий год. При этом обряды, связанные с празднованием рождения и коронации фараона, актуализировали мифическое рождение и коронацию бога Хора.
Библиография
- Alliot М. La fête égyptienne du couronnement du roi au temple d’Edfou sous les rois Ptolémeés // CRAIBL. 1948. Vol. 92. P. 208–219.
- Bell L. The New Kingdom «Divine» Temple: The Example of Luxor // Temples of Ancient Egypt / Eds. B. Shafer, D. Arnold. London; New-York, 1997.
- Cauville S. Le temple de Dendera. Guide archéololgique (IFAO, XII). Le Caire, 1995.
- El–Sabban S. Temple Festival calendars of Ancient Egypt. Liverpool, 2000.
- Guksch S. H. “Sehnsucht nach der Heimatstadt”: Еin ramessidisches Thema? // MDAIK. 1994. Bd. 50. S. 101–106.
- Habachi L. Elephantine // LÄ. 1975. Bd. I. Kol. 1217–1225.
- Hornung E. Das Amduat. Die Schrift des verborgenen Raumes. Wiesbaden, 1963–1967
- Parker R. The Calendars of Ancient Egypt. Chicago, 1950 (SAOC, 26).
- Sauneron S. Les fêtes religieuses d’Esna aux derniers siecles du paganisme. Le Caire, 1962.
- Schott S. Altägyptische Festdaten. Mainz/Wiesbaden, 1950.
- Spalinger A. A Remark on Renewal // SAK. 1990. Bd. 17. S. 289–294.
Метки: Египет, А.В. Миронова