В Древнем Египте образ бегемота рассматривался в двояком виде и соотносился как с божествами-защитниками, так и с враждебными богами, олицетворяющими силы тьмы. В первом своем качестве бегемот воспринимался как священное животное богини-матери Таурет, изображавшейся в виде стоящей беременной самки. Она почиталась как богиня плодородия, мать и кормилица богов и царей, помощница в родах и защитницу от злых сил. Ее культ был распространен в районы Дельты, Фаюме, Оксиринхе, Фивах. Таурт отождествлялась с богинями Ипет, Нут, Исидой и Хатхор. В честь нее в Фивах был выстроен храм Ипет. В храме Сети I встречаются изображения созвездий зоо- и антропоморфного вида, расположенных вблизи Большой Медведицы; среди них находятся Таурет, крокодил, лев. Образ Таурет до эпохи Нового царства, по-видимому, соотносился с созвездием Волопаса, как стражем созвездия Большой Медведицы, изображавшегося в виде тельца или бедра быка. Таурет обозначалась как «та, что носит солнце» и тем самым отождествлялась с богиней неба Нут, ежедневно рождающей Солнце на рассвете.
Своеобразным отрицательным двойником богини-бегемота являлся бог Сет-Тифон, убийца Осириса. Согласно свидетельству Плутарха, в эпоху греко-римского времени гиппопотам олицетворял бесстыдство, поскольку «про него рассказывали, будто он, убив отца, насильственно сочетается с матерью». По словам историка, в седьмой день месяца тиби, называвшийся днем исхода Исиды из Финикии, египтяне совершали праздничные жертвоприношения богам, «налепляя на хлебцы изображения связанного гиппопотама» [Plutarch, De Iside et Osiride, 50]. Как сообщает «Книга об убийстве бегемота», этот же день считался временем победы Хора над Сетом. В ходе сражения Хор отсек Сету голову, однако тот не умер, а превратился в змея и спрятался в норе. Затем бог Ра призвал Хора «уничтожить врагов, принявших облик крокодилов и бегемотов». Так была одержана победа над врагами Севера и Юга.
Таким образом, как олицетворение Сета, бегемот считался агрессивным существом, которое надлежит уничтожить для защиты собственной жизни и стяжания славы. В связи с этим начиная с I династии развивается практика охоты на гиппопотама. В гробницах Древнего царства часто встречаются подобные сцены, означавшие победу над силами тьмы. Известно, что в период Древнего царства перед своим восшествием на престол царевич должен был загарпунить бегемота, подражая тем самым Хору, убивающему Сета. В рельефе из заупокойного храма Пепи II в Саккаре (III тыс. до н. э.) изображен царь, охотящийся на бегемота, которого затем слуги везли на салазках [Jéquier 1940, pl. 32]. Эта сцена имеет ритуальный характер и символизирует победу над хаосом, установление маат, т. е. космического порядка [Lacovara 1992, 21]. К XII веку, в период Среднего царства, статуэтки бегемота включались в погребальный инвентарь. С одной стороны, они выполняли роль амулетов и ассоциировались с богиней Таурт, а с другой, – соотносились с образом Сета, олицетворением зла и хаоса, который следовало уничтожить в загробном мире. По мнению египтян, это действо гарантировало усопшему бессмертие.
В храме Тутмоса III в Карнаке (XVIII дин.) сохранились изображения ритуала Праздника белого бегемота (Hb-HDt). В рельефах представлен царь в «красном венце» Нижнего Египта, держащий в руках гарпун и булаву. Перед ним изображен бегемот, стоящий на салазках (рис. 1). В данной сцене нет речи об охоте, поскольку бегемот не проявляет признаков враждебности. По мнению Т. Сёве-Сёдерберг, перед нами ритуал поклонения богине, т. е. белому бегемоту, который являлся редким видом [Säve-Söderbergh 1951, 45–55]. Белый и золотой цвета в Египте служили символами благополучия, и, соответственно, образ белого бегемота, скорее всего, изображал самку гиппопотама как мать, на которую охота не велась. В то же время красная фигура бегемота обозначала разъяренное животное. Голубая фигурка бегемота, видимо, совмещала два образа бегемота.
- Jéquier G. Monuments Funéraire de Pepi II. Vol. 3. Cairo, 1940.
- Lacovara P. A New Date for an Old Hippopotamus // Journal of the Museum of Fine Arts, Boston. 1992. Vol. 4. P. 17–26.
- Säve-Söderbergh T. On Egyptian Representations of Hippopotamus Hunting as a Religious Motive. Uppsala, 1951.
Метки: Египет, А.В. Миронова