Праздники в честь умерших предков были одними из наиболее древних в Египте. В ходе них родственники покойного собирались в его гробнице для совершения праздничных ритуалов. Египтяне верили, что после смерти человек имел силу, позволявшую ему вмешиваться в жизни своих живущих родственников. Об этом красноречиво свидетельствуют письма к мертвым, содержащие обращения за помощью к усопшему. Для них строились храмы, гробницы, проводились обряды мумификации, в гробницы помещались многочисленные папирусы, помогавшие усопшему ориентироваться в потустороннем мире. Культ мертвых практиковался на западном берегу Нила, который соотносился с миром мертвых, в отличие от восточного берега – мира живых.
Как правило, ритуалы проводили жрецы, от которых зависело благополучное существование покойного в ином мире. Этому же способствовали рельефные сцены в гробнице, изображавшие повседневную жизнь покойного, различную утварь и земные плоды, которым он мог пользоваться в загробной жизни. По представлениям египтян, души усопших могли принимать участие в различных праздниках наряду с живыми. Саркофаги Древнего царства отмечают 12 таких праздников. Позднее этот список расширился до 20 [Bleeker 1967, 131–132]. Были и специальные праздники, посвященные покойным. Об этих праздниках говорится, например, в надписи Яхмоса I: «Один говорит другому, ища полезное для умерших: возлияние воды, приношение к алтарю, (соблюдение) процветание алтаря в начале каждого сезона, в праздник новолуния, в праздник 2-го лунного дня, в праздник «выхода жрецов сем», в праздник вечернего приношения, в праздник 5-го дня месяца, в праздник 6-го дня месяца, в праздник Хакер, праздник Уаг, праздник Тота, в начале каждого сезона неба и земли» [Urk. IV, 25–29; Breasted 1906: §35].
Один из наиболее значимых праздников в честь усопших назывался Уаг (wAg). Известно, что в эпоху Среднего царства он отмечался 18-го дня месяца тот, а начало его празднования приходилось на вечер 17-го тота. Этот праздник был связан с культами Осириса и Ориона. В ходе него отмечалось символическое путешествие усопшего на ладье из гробницы в район Абидоса, культовый центр Осириса, и обратно. Такое плавание символизировало обновление жизни покойного в ином мире и приобщение к культу бога воскресающих и умирающих сил природы, получить оправдание на его суде, после чего усопший мог спокойно вернуться в свою гробницу. Возможно, именно после этой церемонии происходило магическое превращение гробницы в образ Полей блаженных, куда вступал покойный по прохождении суда Осириса.
О смысле странствия усопшего в Абидос можно узнать в числе прочего из 138-й гл. Книги мертвых, называвшейся «Глава о вхождении в Абту (т. е. Абидос. – А. М.) и о пребывании в свите Осириса». На виньетке папируса изображены Осирис и Исида, устанавливающие шест, увенчанный перьями, змеями, которые символизирует ном Тинис, столицей которого был Абидос. По обеим сторонам шеста расположены крылатые утчаты, веер (или опахало), которые держат символы жизни; здесь же мы видим соколов, олицетворяющих Хора-Септа, баранов (т.е. боги Душ), чьи рога украшены перьями, и трех богов в нижнем регистре. С одной стороны – Души Пе, шакал (эмблема Упуаута); с другой – Души Нехена и шакал. Под опорой сидят боги-львы горизонта, названные «День Вчерашний» и «День Сегодняшний» соответственно.
Текст главы гласит: «Говорит Осирис Ну, хранитель дома хранителя печати, победоносный: “Приветствую вас, о боги, обитающие в Абту (Абидосе), о божественные верховные правители, собравшиеся вместе, выйдете мне навстречу с радостью и ликованием и взгляните на моего божественно отца Осириса. Я прошел через суд, и я вышел из святилища его. Я есть Хор, владыка Кемта (Египта) и красной холмистой пустыни; я обрел власть над всем этим. Он не подвластен никому, Глаз его обладает могуществом и способен покорять врагов его божественного Отца, он уничтожил водный поток матери своей, он сокрушил своих врагов, он властно подавил насилие и усмирил силу бога Небта. Согласно написанному, божественный правитель многих народов, властелин двух земель стал хозяином дома своего божественного Отца. Я прошел испытание на Весах, слово мое – истина и правда, я обрел власть над врагами моими, и я свожу на нет (?) их деяния, которые они творят против меня. Я наполнен силой, защищающей меня, я – сын Осириса, и мой божественный Отец оберегает тело мое силой и могуществом своим» [пер. по: Бадж 2002, 309].
Покойный сначала входил в Зал Истины, где происходило взвешивание его сердца. Результаты этого взвешивания записывал бог Тот на дощечку. Он говорил: «Слушайте все этот приговор. Сердце Осириса было по всем правилам взвешено, и душа его выступила его свидетелем; судом Великих Весов сердце Осириса было признано праведным. В нем не было коварства; он не опустошал подношения в храмах; он не причинял зла своими деяниями…» Совет богов отвечал ему: «Он получит дозволение предстать перед богом Осирисом, и ему как следующему за Хором будут дарованы подношения в виде мяса, как и усадьба в Полях Иалу в вечное владение» [пер. по: Бадж 2002, 122–123].
Далее усопший представал перед Осирисом, которому Хор говорил: «Я пришел к тебе, о Уннефер, и я привел к тебе Осириса Ани. Сердец его [признано] праведным, и снято с весов; оно не грешило ни против богов, ни против богинь… оно источает истину и праведность. Даруй ему лепешки и пиво, позволь ему предстать перед Осирисом; и позволь ему стать подобным спутникам Хора на вечные времена». И Осирис Ани говорит: «И вот я пребываю в присутствии твоем, о повелитель Аментета. В теле моем нет греха. Я никогда не говорил заведомую ложь, и никогда не совершал ничего с дурным сердцем. Да будет на то воля твоя, чтобы я стал как те блаженные, что следуют за тобой, и чтобы я был Осирисом, который угоден прекрасному богу и которого любит повелитель мира» [пер. по: Бадж 2002, 124].
Важные сведения о культе усопших встречаются в надписях гробницы Хепзефи, номарх Ассьюта, заключившего договор с местными жрецами для проведения определенных праздничных дней после его смерти [Griffith 1889, pl. 8, list 312]. Контракты были заключены, в частности, со жрецами храма Упуаута, которые должны были совершать жертвоприношения перед образами покойного, находившимися внутри или рядом с его гробницей, в храме Упуаута и в храме Анубиса. Это следовало выполнять в следующие праздничные дни: в первый из пяти дополнительных дней года (эпагоменов), в канун Нового года, утром Нового года, в день Нового года, накануне праздника Уаг и в день праздника Уаг.
Другим праздником поминального культа был праздник 30-го числа месяца мехир (II prt 30), о котором сообщается, например, в 140-й главе Книги мертвых, носящей название «Предписание о том, что надлежит делать во второй месяц сезона посева (мехир), в последний день». Во время праздника родственники усопшего совершали обряд в гробнице, в котором использовалось «око», сделанное из ляпис-лазури или аметиста в обрамлении из золота. Такой амулет следовало положить также на определенные части тела усопшего. Эта глава читалась перед ладьей Ра, который появлялся на небосводе на 30-й день месяца мехир, и умерший вновь «рождался» среди богов и воскресал в ином мире. Очевидно, этот праздник имел также лунный характер, поскольку тогда отмечалось наполнение, т. е. исцеление Ока Хора, символизирующего луну. В ходе праздники зажигались четыре алтаря в честь Ра-Атума, четыре алтаря в честь Ока и четыре алтаря в чесит прочих богов, упомянутых в главе. На алтари возлагались жертвенные дары в виде свежего хлеба, пяти белых лепешек, по одной корзине натра и корзине фруктов. Далее над золотым Оком произносились следующие заклинания:
"Когда поднимается Сила, освещающая горизонт, когда поднимается Атум в своем благоухании и блеске, сияя с небес, тогда Дом Пирамидиона наполняется ликованьем. Находящиеся в нем издают крики радости, которые достигают Дуата. Люди целуют землю ради Атума-Хорати: его величество отдал приказ своей Эннеаде и богам, следующим за его величеством, веселиться, славя Священное Око: “Взгляните на мое тело, оно вновь обрело крепость, и все члены мои снова налились силой!” – так воскликнул его величество, ибо его Око вновь встало на свое место на лице его величества. Начиная с этого времени утра, с четвертого часа, страна вступает в последний день второго месяца сезона посева. Величество Священного Ока предстает перед Эннеадой, причем его величество сияет как в первый день (творенья). Атум, Священное Око, Ху, Геб, Осирис, Сет, Хор, Монту, Наводнение, Ра, которому принадлежит вечность, Тот, который обозревает вечность, Нут, Исида, Нефтида, Хатхор, обе Мерит, Маат, Анубис, а с ними вся земля – все отражаются в вечности. Эти боги устраивают праздник в этот день. Они приветствуют каждого бога, говоря: “Привет тебе и слава, Ра, который пересекает небо на своей ладье и который побеждает змея Апопа! Привет тебе и слава, Ра, который является в виде Хепри! Привет тебе и слава, Ра, который приносит радость и поражает своих врагов! Хвала тебе и слава Осирису-имярек!" [пер. по: Бадж 2003, 389–390].
В честь усопших предков отмечался также праздник шестого дня с посещением земли богиней Хатхор. Как сообщается в папирусе Вандье, Хатхор незримо бродила весь день среди людей, наблюдая за их жизнью, а после в Дуате рассказывала покойным об их родных. В ходе праздников проводились ночные жертвоприношения. Днем родственники приходили в гробницу усопшего, где жрец совершал обряд над статуэткой хозяина усыпальницы, которую помещали в модель ладьи. Затем произносились заклинания, упоминающие о мифологическом мотиве ежедневного путешествия Солнца по небу, соотносившемуся с телом богини Нут:
"Да обратятся блюдущие надзор в повелителей надзирателей над крокодилами, существами с загадочным обликом, которые облачают царя в праздник шестого дня и того, кто готовит силки на веки вечные. Когда бог является в мир, он держит руль в крепких руках. Осирис-имярек действует вместе с ним. Осирис-имярек берет изогнутую на конце барку с мореходных верфей богов, он взмывает на ней в небо, вот он плывет по телу богине Нут. Он плывет вместе с Ра, вместе с владыкой, который отодвигает прибой от области Нут в сторону возвышенностей Себека.
Геб и Нут – ликуют их сердца: для них звучит новое молодое имя – Уннефер. Его магическая сила – это Ра, бог обращается к нему: «Ты подобен величайшему из богов, открывающему дорогу в мир иной, кроткому сердцем, безгрешному, владыке ужаса – тому, чье превращение происходит стремительно. Он – самый чтимый, могущественный и прекрасный среди богов Юга и Севера. Сделай так, чтобы Осирис-имярек возвысился, чтобы он обрел силу в небесах, подобную твоей, избавь его от любого вреда, от погибели, которую замышляет подлый враг. Да будет бодрым его сердце. Сделай так, чтобы Осирис-имярек стал сильнее всех богов, блаженных и умерших!
Вот Осирис-имярек стал сильным, он владыка силы, владыка правды. Защита Осириса-имярек – это защита Ра.Сделай так, чтобы Осирис-имярек вошел в твою барку в мире и чтобы путь для Осириса-имярек был открыт. Осирис-имярек является подобно Хору Горизонта. Он возвещает прибытие Ра, и боги, выходящие навстречу ему, ликуют, ибо аромат богов исходит от него таким образом, что те, которые стоят на страже своих ворот, не могут противостоять ему. Осирис-имярек – это начальник в святилище бога. Это тот, кто возвещает Ра речи богов и передает обращения своему владыке. Осирис-имярек – это храбрен в нападении, могучий среди тех, кто творит дары" (Книга мертвых, гл. 136а) [пер. по: Бадж 2003, 390–391].
Приведенные изречения следовало совмещать с жертвоприношениями богу Ра хлебом, пивом, мясом, птицей, что должно быть позволить умершему совершать в загробном мире путешествие вместе с Ра и обеспечить его благополучную жизнь в Дуате.
Библиография
- Бадж У. Египетская Книга мертвых / Пер. с англ. К. Н. Корсакова. М., 2002.
- Бадж У. Египетская Книга мертвых. Папирус Ани Британского музея / Пер. с англ. С. В. Архиповой. М., 2008.
- Bleeker C. J. Egyptian Festivals: Enactments of Religious Renewal. Leiden, 1967.
- Breasted J. H. Ancient Records of Egypt: Historical documents from the earliest times to the Persian conquest. Vol. 2. Chicago, 1906.
- Griffith F. L. The inscriptions of Siût and Dêr Rîfeh. Tomb I. L., 1889.
Метки: Египет, А.В. Миронова