Нанакшахи

Дата публикации:

Нанакшахи – сикхский религиозный календарь, призванный заменить древнеиндийский календарь Викрам самват (Бикрами самат), которым до сих пор пользуются индуисты, джайны, часть сикхов. Легендарным основателем календаря Нанакшахи считается сикхский военачальник Банда Бахадур (1670-1716), на некоторое время создавший сикхское государство, назвавший в честь гуру Нанака сикхскую денежную единицу нанакшахи и одноименный календарь. Поэтому иногда датой создания календаря Нанакшахи называют 1710 г. Однако, у нас нет данных о том, что этот календарь чем-то отличался от древнего северо-индийского календаря. Возможно, в календарь включили даты памятных дней сикхских гуру, так называемые гурпурб.

Индо-канадский исследователь Харджот Сингх Оберой попытался рассмотреть многие аспекты истории и культуры сикхов, как процесс создания границ между сикхами и индусами. К таким маркерам выстраиваемой границы Оберой отнес и даты гурпурбов. Он датирует самое раннее упоминание празднования гурпурба 1783 г. [Oberoi, 2001, p. 237]. Гурпурбы разделяются на три категории: дни рождения, принятия миссии и смерти, иногда сюда добавляются дни казни сикхских гуру, воспринимаемые как памятные даты. Празднование гурпурбов дает сикхам возможность вспомнить основные вехи становления их религии и истории сикхской общины. Гурпурбы связаны с жизнью и деятельностью десяти сикхских гуру. В 2020 г. ШГПК выпустил календарь с новыми днями праздников, фиксирующими по датам солнечного календаря все праздники, в том числе гурпурбы.

Характеристика, данная месяцам в средневековой поэме «Барахмах», чье авторство приписывается гуру Арджуну, стала важным аргументом в пользу сикхского солнечного календаря, разработанного канадским программистом-сикхом Пал Сингхом Пуревалом из Эдмонтона. Пуревал представил высшим сикхским авторитетам из ШГПК свои аргументы, изложенные в буклете «Гурбани и календарь Нанакшахи» [Purewal 2021].

Пал Сингх Пуревал постарался найти соответствие датам григорианского календаря в средневековых североиндийских текстах, имеющих отношение к сикхской истории, и подготовил многочисленные таблицы соответствий дат североиндийского календаря Викрам самват (См. Викрам самват), мусульманского календаря хиджры, юлианского и григорианского календарей.

В своей статье «Гурбани и календарь Нанакшахи» Пуревал, в частности, пишет: «В бани «Барахмах» Гуру Нанака и у гуру Арджуна …чет – первый месяц года» [Purewal, 2021]. Но, календарный год Бикрами-самат на 20 минут и 25 секунд длиннее тропического года. Поэтому месяцы в календаре Бикрами-самат постепенно смещаются относительно сезонов года, так что за 500 лет смещение будет равняться неделе, а за 13000 лет произойдет полное смещение месяцев относительно сезонов. Аргументируя тем, что включенные в священную книгу сикхов гимны (гурбани, букв. – «слова, сказанные гуру», панджаби) не должны противоречить календарной практике, Пуревал предложил ввести календарь, названный в честь гуру Нанака и наследующий имя сикхского календаря, введенного при Банда Бахадуре в 1710 г. Начальной датой сикхского календаря Пуревал предложил считать год рождения гуру Нанака (1469 г.), а первым месяцем - месяц чет. Календарь Нанакшахи должен был быть тропическим и равным по длительности григорианскому, так что все даты сикхского календаря каждый год приходились бы на одну и ту же дату григорианского. При этом датой начала года считался день рожденья Нанака – 14 чета, но как день его рожденья упоминался и Катак пурнамаши – день полнолуния в осенний месяц катак (картик, катик). В поддержку этого предложения был и тот факт, что североиндийские праздники Ло(х)ри (Макара-санкранти) и Байсакхи отмечались по солнечному календарю и выпадали почти всегда на одну и ту же дату григорианского календаря. Однако два других важных сикхских праздника – Банди Чор и Холла-Мохалла были исторически привязаны к индусским праздникам Дивали и Холи, должны были праздноваться сразу за ними, а, значит, оказывались привязаны к датам календаря Бикрами-самат.

Поскольку реформированные календарные месяцы фиксированы относительно дат григорианского (солнечного года), то и их привязка к годовым сезонам более точна. На басант (весна) приходятся месяцы чет и вайсакх, на гаришам (жара, лето) – месяцы джет и харх, на рут барас (сезон дождей) – месяцы саван и бхадон, на сарад (осень) – месяцы ассу и катак, на сисиар (зима) – магхар и пох, на химкар (конец зимы) – магх и пхагун.

В 1999 г., т.е. к трехсотлетию хальсы, Широмани Гурдвара Прабандхак Камити принял календарь Нанакшахи и рекомендовал сикхам жить по этому новому календарю. Однако, джатедар (глава) духовного совета сикхов, известного как Акал Тахт (Престол Бессмертного), призвал воздержаться от введения в силу календаря Нанакшахи, до обретения единства среди сикхов. Действительно, ряд сикхских праздников привязан к лунному календарю Бикрами-самат. Праздник Банди Чор отмечается после индусского Дивали, а сикхский Холла-Мохалла – после индусского, да и общеиндийского праздника Холи. Неудивительно, что сикхский социум не был един в принятии нового календаря. Против нововведений в области календаря выступил сант (святой) Кашмира Сингх – представитель наиболее консервативной части сикхского социума, пользовавшийся поддержкой в панджабских деревнях.

Календарь Нанакшахи был возвращен на доработку, и в 2003 г. введен с определенными изменениями. В частности, изменения касались праздников Холла Мохалла, Банди Чор и дня рождения гуру Нанака, которые было решено праздновать по лунному календарю. Измененный календарь Нанакшахи был представлен сикхам главой Академии Дамдама Сахиб профессором Кирпалом Сингхом Бадунгаром в присутствии видных сикхских духовных авторитетов.

Библиография:

  • Барахмах (Перевод И. С. Серебрякова из текста «Грантх Сахиб». С. 1107-1109). Гуру Нанак. К 500-летию со дня рождения поэта и гуманиста Индии. Под ред. Ашрафян К.З., Комарова Э.Н.  М. Наука. 1972.  С. 57-81.
  • Котин И.Ю., Сикхские праздники и календарь Нанакшахи // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. N 2, 2022, с. 192-202.
  • Котин И. Ю. Календарь Нанакшахи и сикхские календарные праздники. Этнография. 2022. 2 (16): 191–212. doi 10.31250/2618-8600-2022-2(16)-191-212.
  • Oberoi H. The Construction of Religious Boundaries. Culture, Identity and Diversity in the Sikh Tradition. New Delhi: Oxford University Press, 2001.
  • Purewal P.S., Gurbani and Nanakshahi Calendar/ Режим доступа: http://purewal.biz/Gurbani_and_Nanakshahi_Calendar.pdf Дата обращения: 08.09.2021

Метки: Индия, Статьи, И.Ю. Котин