Праджапати – древнеиндийское божество, считавшееся прародителем других богов, покровитель деторождения и всего живого, в том числе – скота. Одно из представлений о годе у ведийских ариев связано с приплодом скота. Неслучайно, слово самватсара (samvatsara) этимологически связано со словом vatsa (теленок). Представление о беременности людей и животных, длящейся 10 (лунных) месяцев сказалось и на встречающемся в ведах упоминании года, как длящегося именно 10 месяцев. Вероятно, использование времени беременности животных как определитель времени связано с кочевым хозяйством древних ариев. Покровителем года считается Праджапати – покровитель скота. Праджапати ассоциировался с годом как с фактором рождения. С переходом к земледелию в поздневедийский период для ариев важнее стал солнечный год. «Год солнца» назывался «varsha», этимологически связанный с дождем (varsha). При этом год сохранил ассоциации с появлением и развитием новой жизни – теперь – растительной, но появился и образ кала – времени, как всесильного и все уничтожающего в свой срок божества.
Библиография:
- Альбедиль М. Ф. Протоиндийское «колесо времени» // Календарь в культуре народов мира. М.. 1993. С. 70–101.
- Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.
- Васильков Я.В. 12-летний цикл в древней Индии. // Сообщение об исследовании протоиндийских текстов. М., 1972. С.313-336.
- Васильков Я.В. Калавада//Словарь Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. М.: Республика, 1996. С. 221-222.
- Васильков Я.В. Миф, ритуал и история в «Махабхарате». Санкт-Петербург: Европейский Дом. 2010. 397 с.
- Gonda J., Prajāpati and the Year, Oxford, New York: North-Holland Publishing Company, Amsterdam, Oxford, New York, 1984. 99 P.
- Igor Kotin «Time, Calendars and Calendar Festivals in Ancient and Medieval India» p. 204-223// Temporal Concepts and Perception of Time in the Ancient Orient///Ed. By V.V.Emelyanov. St. Petersburr: Petersburgskoe Vostokovedenie, 2021.
- Vassilkov Ya.V. Kalavada (the doctrine of Cyclical Time) in the Mahabharata and the concept of Heroic Didactics. // Composing a Tradition: Concepts, Techniques and Relationships. Zagreb, 1999. P.17-33.
Метки: Индия, Статьи, И.Ю. Котин