«Прекрасный праздник Долины» (Hb nfr n int) впервые упоминается в источниках Среднего царства, при Аменемхете I (XII династия). Однако его расцвет приходится на время Нового царства. Праздник отмечался в районе Фив, со дня новолуния месяца паини (второй месяц сезона жатвы), в период между жатвой и началом разлива Нила. Относительно продолжительности праздника точных сведений нет. Одни ученые полагают, что он отмечался в течение двух дней, другие – до двенадцати. Во время праздника процессия с баркой Амона-Ра покидала храмовый комплекс Карнака и переправлялась на противоположный, западный, берег реки, где располагались гробницы и заупокойные храмы правящего царя и его предков. В период поздней XVIII династии в состав праздничной процессии включили барки других богов фиванской триады – Мут и Хонсу. Барки со статуями божеств оставляли на ночь в поминальном храме правящего царя. На протяжении XIX династии одним из центров проведения праздника служил заупокойный храм Сети I, посвященный одновременно Амону-Ра и царю. В период Рамсеса II, когда праздник приобрел особое значение, барки фиванской триады останавливались в храме Рамессеума. Причем эта традиция сохранялась вплоть до птолемеевского периода.
Главный смысл праздника заключался в установлении связи между живыми и мертвыми. Навещая храмы различных правителей, царь в очередной раз утверждал свой статус как законного наследника престола, а также испрашивал у своих царственных предков благословение и помощь в управлении страной. Другое значение праздника соотносилось с мифологическими представлениями египтян о ночном странствовании Амона-Ра в подземном мире, во время которого усопшие выходили из своих гробницы, приветствуя солнечного бога, изливавшего на них свет. В дни праздника жители Фив навещали гробницы своих предков, совершая им подношения, включавшие букеты цветов, исполняя танцы и принимая опьяняющие напитки. Эти церемонии были связаны с культом богини Хатхор, считавшейся покровительницей умерший. Считалось, что она встречала покойного у врат подземного мира. В святилище заупокойного храма каждый вечер происходил обряд зажигания факелов, которые утром тушились в резервуаре с молоком (символ возрождения), что символизировало благополучное возвращение усопшего к Хатхор.
Библиография
- Bell L. The New Kingdom “Divine” Temple: The Example of Luxor // Temples of Ancient Egypt / Eds. B. E. Shafer, D. Arnold. L.; N.Y., 1997. P. 127–184.
- Cabrol А. Les vois processionnelles de Thebes (OLA, 97). Leuven, 2001.
- Karkowsky J. The Question of the Beautiful Feast of the Valley Representation in Hatshepsut’s Temple at Deir el-Bahari // International Congress of Egyptology (1, 1976, al-Qahira) / Ed. W. F. Reineke (Acts 1st ICE, 14). Berlin, 1979. P. 359–364.
- Schott S. Das schöne Fest vom Wüstentale: Festbrauche einer Totenstadt. Wiesbaden, 1952.