Амавасья

Дата публикации:

Амавасья (амавас) – новолуние, ключевое для отсчета времени и празднования календарных праздников в Индии с глубокой древности понятие, относящиеся к первому дню появления на небосклоне тонкого серпа молодого месяца.

Как пишет А. Бэшем, в древней Индии «основной единицей датировок были не солнечные сутки, а титхи, лунные сутки; приблизительно 30 таких суток составляли лунный месяц (то есть четыре фазы луны), или около 29,5 солнечных суток. Месяц разделялся на две половины (пакша) по 15 титхи, начинающиеся соответственно с полнолуния (пурнамасья) и новолуния (амавасья, или бахулавалья). Половина месяца, начинающаяся с новолуния, называется светлой половиной (шукла-пакша), другая — темной половиной (кришна-пакша)» (Бэшем1977: 517). Бэшем отмечает, что уже в древности в северной Индии и на значительной части Декана месяц начинался и заканчивался полнолунием, а в стране тамилов — на крайнем юге Индии — месяц начинался с новолуния» (Бэшем 1977: 517).

Традиция начала месяца с новолуния сохранилась в Южной Индии и в средние века и на части юга полуострова, в частности, - в стране тамилов, практикуется до сих пор. Амавас или Амавасья также является названием 3-го дня празднования Дипавали (Дивали), как раз приходящегося на новолуние.

Амавасья – новолуние в индуистском календаре. «Амā» переводится как «вместе», а «вāсья» имеет значения «обитать, пребывать, сожительствовать». Таким образом, амавасья означает «совместное проживание», так как в этот период Луна находится в пределах 12ти градусов от Солнце до момента их соединения.

Амавасья- наиболее благоприятный период для совершения ритуалов, посвященных памятованию умерших предков и почитания теневых планет Раху и Кету.

Библиография:

  • Альбедиль М. Ф. Протоиндийское «колесо времени» // Календарь в культуре народов мира. М.. 1993. С. 70–101.
  • Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.
  • Ванина Е. Ю. Время в восприятии средневековых индийцев // Диалог со временем. № 17. 2006. С. 77–114.
  • Васильков Я.В. 12-летний цикл в древней Индии. // Сообщение об исследовании протоиндийских текстов. М., 1972. С.313-336.
  • Васильков Я.В. Калавада//Словарь Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. М.: Республика, 1996. С. 221-222.
  • Васильков Я.В. Миф, ритуал и история в «Махабхарате». Санкт-Петербург: Европейский Дом. 2010. 397 с.
  • Денисов Ю. В. Представления о времени в философии Бхартрихари (на материале «Главы о времени», карики 1-15 // История философии. Вып. 7. М.: ИФ РАН, 2000.
  • Климишин И. А. Календарь и хронология. М.: Наука, 1985.
  • Котин И.Ю., Успенская Е.Н. Календарные обычаи и обряды хиндустанцев //
  • Индийские праздники: Общее и локальное в календарной обрядности / Под ред.И.Ю. Котина, С.А. Маретиной. СПб., 2005. С. 10–75.
  • Краснодембская Н.Г. Годичный цикл религиозных праздников у маратхов // Мифология и верования народов Восточной и Южной Азии. М., 1973. С. 16–26.
  • Краснодембская Н.Г. Праздники у маратхов // Индийские праздники: Общее и локальное в календарной обрядности / Под ред. И.Ю. Котина, С.А. Маретиной. СПб., 2005. С. 76–112.
  • Рыжакова С. И. Солнечная символика обрядовой пищи на празднике Макара санкранти // Вкус Востока. Гастрономические традиции в истории, культуре и религиях народов Азии и Африки. Отв. ред. Прокофьева И. Т., Карачкова Е. Ю. М., 2018. С. 323–330.
  • Селешников С. И. История календаря и хронология. М., 1977.
  • Ketkar V.B., Indian and Foreign Chronology with Theory, Practice and Tables, BC 3102 B.C. to 2100 A.D. and Notices of the Vedic, the Ancient Indian, the Chinese, the Jewish, the Ecclesiastical and the Coptic Calendars, Bombay 1923.
  • Kochhar R., Pre-Telescopic Astronomy in India// History of Indian Science Techology and Culture AD 1000 -1800/vol.III, Part 1. P. 171-220.History of Science, Philosophy and Culture in Indian Civilization, Gen/ Ed. D.P.Chattopodhyaya. New Delhi:2007.P. 171-197.
  • Lochtefeld J. G. The Illustrated Encyclopedia of Hinduism: A–M. — Rosen Publishing Group: 2002. — P. 411.
  • Om Lata Bahadur, The Book of Hindu Festivals and Ceremonies. New Delhi: UBS Publishers, 2002. 262 P.
  • Pingree, D. (1973), "The Mesopotamian Origin of Early Indian Mathematical Astronomy", Journal for the History of Astronomy (SAGE) . — Vol. 4 (1). P. 1-12.
  • Pingree, D. Jyotihśāstra : Astral and Mathematical Literature. — Otto Harrassowitz, 1981.
  • Rahman A. (Ed.) , History of Indian Science Techology and Culture AD 1000 -1800/vol.III, Part 1. P. 171-220.History of Science, Philosophy and Culture in Indian Civilization, Gen/ Ed. D.P.Chattopodhyaya. New Delhi:2007.
  • Underhill, M.M., The Hindu Religious Year. Calcutta: Associated Press, 1921. 102 p.

Метки: Индия, Статьи, И.Ю. Котин