В Древнем Египте астрономические наблюдения лежали в основе жизни общества, определяя время проведения сельскохозяйственных работ и религиозных церемоний. Они стали основанием создания календарной системы в 365 дней, в которой выделялось три сезона: разлив, посев и жатва. Год делился на 12 месяцев, каждый из который включал три 10-дневных недели (деканы), что составляло 360 дней, к которым в конце года добавлялось 5 дней, или «половина недели». Египтяне первыми, в середине II тыс. до н.э., начали разделять сутки на 12 дневных и 12 ночных часов. Они знали, по крайней мере, пять планет (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн) и 43 созвездия, имевшие свои названия: Нахт («Великан»), Ререт («Гиппопотамиха»), Сах (наш: Орион), Месхетиу («Бычья Нога», или «Тесло», предположительно: Большая Медведица) и др. Египтянам было известно ретроградное движение Марса, обращения Меркурия и Венеры вокруг Солнца.
Основные источники, содержащие сведения о египетской астрономии, дошли из храмов и погребальных памятников. По сути, интерес к астрономии был неотделим от мифологических представлений египтян, обожествлявших небесные светила. Каждый храм и гробница планировались и украшались таким образом, чтобы отображать небеса, или обитель богов-светил. Многие храмы строились по оси восток-запад, что соответствовало видимому пути солнца на небосводе. Пол символизировал землю, потолок – небосвод. Время проведения храмовых ритуалов определялось активностью планет: восходом и заходом солнца, луны, звезды Сириус и т.д.
Небо ассоциировалось с богиней Нут, которая, согласно мифам, ежедневно проглатывает солнце-Ра и рождает его на рассвете. Крышки египетских саркофагов, потолки храмов и гробниц нередко украшали образами Нут в виде женской фигуры, распростертой на небе. По сторонам от нее могли помещать сцены ночного и дневного плавания в ладье бога Ра. Ежедневное путешествие солнца по ночному небу изображалось на стенах царских гробниц и соотносилось с мотивом возрождения покойного в загробном мире. Эти сюжеты легли в основу так называемых «книг иного мира»: «Книга Амдуат», «Книга врат», «Книга дня и ночи». Загробный мир делился на 12 регионов, в каждом из которых солнце пребывало один час ночи. В египетском языке слово «час» обозначалось в виде звезды.
Луна соотносилась с богами Тотом и Осирисом-Яхом. Лунные месяцы содержали 29 или 30 дней. Каждый день лунного месяца связывался с определенным периодом возрождения усопшего в ином мире, о чем сообщают Тексты пирамид, Тексты саркофагов и Книга мертвых. В календарных списках особенно выделялись новолуние, дни растущей луны и полнолуние, считавшиеся временем перехода усопшего из земного мира в загробный и воскресения его для блаженной жизни.
Владычицей всех звезд считалась Сириус (Сопдет, Сотис) – ярчайшая звезда ночного неба, восходившая на восточном горизонте незадолго до наступления разлива. Период невидимости этой звезды в течение 70 дней определял время проведения ритуала мумификации и погребения. Сириус отождествлялась с богинями Хатхор, Сехмет и Исидой, супругой Осириса. Нередко Сотис изображалась в образе женщины, стоящей на ладье, со звездой на голове, и обращенной лицом к Осирису, который, в свою очередь, соотносился с созвездием пояса Ориона.
Из пяти известных египтянам планет три считались воплощением Хора. В надписях царских гробниц Юпитер изображался в виде человека с головой сокола и назывался «Хор, соединяющий Обе Земли», «Хор, освящающий Обе Земли», «Южная звезда неба». Сатурн имел облик человека с головой быка и упоминался под именем «Хор, бык неба» или «Хор-бык», «Восточная звезда, пересекающая небо». Марс представлялся в виде крылатого сокола со змеиной шеей и тремя змеиными головам и назывался «Хор горизонта», «Хор красный», «Восточная звезда», «идущий вспять». Меркурий соотносился с богом Сетом, имел вид сокола со змеиной шеей и головой Сета и обозначался как «Сет в вечерних сумерках, бог в утренних сумерках». Венера изображалась в образе двуглавого человекоподобного существа или цапли и называлась «Пересекающая звезда», «Феникс», «Цапля», «Утренняя звезда».
Главный текст по египетской астрономии – «Книга Нут», представляющая собой собрание египетских астрономических текстов, описывающих движение солнца, луны, планет, фиксированных звезд, а также сообщающая о солнечных и водяных часах, служивших для измерения времени. Солнечные часы (гномоны) применялись для измерения времени в светлое время суток и представляли собой T-образную конструкцию, состоящую из горизонтального прямоугольного основания и вертикального стержня с поперечной планкой, которая отбрасывала тень на основание, разделенное рисками на несколько частей. В первой половине дня часы поворачивали пластиной на восток, во второй – на запад. По меткам на пластине производился отсчет времени.
Водяные часы («клепсидра») использовались ночью внутри храмов. Их изобретателем считается сановник по имени Аменемхет (эпоха Аменхотепа I, XVI в. до н.э.), который сам сообщает об этом в надписи своей гробницы (Cotterell, Kamminga 1990, 59–61; Куртик 1990, 234). Клепсидры, как правило, имели форму чаши с отверстием в нижней части, через которое вытекала вода, попадавшая в другой сосуд. На стенках сосуда высекалась шкала с двенадцатью делениями, по одной на каждый месяц года. Они, в свою очередь, делились на 11 или 12 интервалов, обозначавших ночные часы.
Клепсидра из Карнакского храма. XIV в. до н.э. Каирский музей (URL: http://www.conec.es/mundo/midiendo-el-tiempo-gota-a-gota-las-clepsidras/) |
|
Рисунок внутренней стороны клепсиды с указанием месяцев года |
В качестве звездных часов служил оптический инструмент мерхет (mrxt, букв.: 'инструмент знания') – веревочный отвес с грузилом, крепившийся к деревянному брусу. Обычно астрономы-жрецы пользовались двумя инструментами этого типа, которые ориентировали на Полярную звезду для установления оси север-юг (меридиан) в ночном небе. С этой целью два наблюдателя становились напротив друг друга так, чтобы один был обращен лицом на север, а другой – на юг. Время вычислялось по моменту пересечения меридиана звездами или группой созвездий, называемых деканами. Помимо мерхета использовался визирный инструмент под названием баи (bay (n imy wnwt), букв.: 'ребро ладони (наблюдателя часов)'), – тонкий брус с V-образной щелью в широком конце, через которую астроном наблюдал за звездами.
Египтяне делили звезды на «неразрушимые» (ixmw-sk), или звезды, расположенные в северном небе, и «неутомимые» (ixmw-wrD), то есть звезды южного неба. «Неразрушимые» звезды были фиксированными звездами, среди которых выделялось 36 деканов (звезды, восходящие с десятидневными интервалами одновременно с солнцем), служивших для определения времени ночью. Деканы образуют на небе пояс, отличный от зодиакального, и восходят по очередности на горизонте каждые 24 часа. Вероятно, описание эклиптики (видимый с Земли годичный путь Солнца относительно звезд) содержится в мифе о боге луны Тоте, исцеляющем глаз солнечного бога Хора после битвы с Сетом.
Наблюдения за расположением звезд в каждом часу ночи в течение года записывались в таблицы, которые встречаются на крышках саркофагов. Столбцы таблиц отражали весь годовой цикл с интервалами в десять дней. Подобные календари позволяли усопшему ориентироваться в загробном мире и определять время ночи или дату в календаре. Сохранилось всего 27 звездных таблиц, известных с периода IX династии. Эти таблицы называются диагональные звездные часы или диагональные календари, содержащие названия звезд, соотносившихся с определенным деканом. Календари делились на отсеки с помощью горизонтальных и вертикальных строк. Горизонтальные строки содержат высказывания из религиозной литературы с указанием жертвоприношний богам. В вертикальных строках находятся изображения четырех божеств. Каждая колонка с названием звезды (часто выделялось красным цветом) включала 12 строк, поделенных на ячейки, где указываются восходы (или, возможно, заходы) тех или иных звезд на горизонте.
Карты звездного неба изображались в основном на потолках храмов и царских гробниц (Сети I, Рамсесов II, VI, VII, IX). Наиболее ранний пример такой карты обнаружен в фиванской гробнице Сенмута (ТТ 353), вельможи царицы Хатшепсут (XV в. до н. э.). Сама карта поделена на две части, южную и северную. В южной части, отмечающей ночные часы, изображены столбцы, обозначающие звезды-деканы и созвездия южного неба, такие, как Орион и Большой Пес. Здесь же расположены персонифицированные изображения Сатурна, Юпитера, Меркурия и Венеры в виде божеств, плывущих в ладьях по небу. Правее от них, в западной части, представлен Марс в образе пустой ладьи. В целом художник, вероятно, запечатлел специфическое событие астрономического характера: соединение планет на одной долготе с Сириусом, что позволило ученым отнести это явление к 1534 г. до н. э. (van Spaeth 2000). Вероятно, образ пустой ладьи говорит о ретроградности Марса, который в указанное время находился на западе, отдельно от других планет.
В центре северной части представлены созвездия северного неба, главным из которых является созвездие Месхетиу, изображенное в виде быка. Слева и справа от линии, обозначающей экватор, показаны, соответственно, 4 и 8 кругов. Под ними расположены фигуры божеств с солнечным диском на голове, направляющиеся к центру композиции. Судя по надписям, круги означают календарные месяцы, а божества – дни лунного месяца.
Астрономические наблюдения египтян были связаны с необходимостью определения благоприятного времени для начала посева и сбора урожая, для предсказания наступления наводнений и засухи. Кроме того, считалось, что божество-планета может оказывать влияние на жизнь общества и отдельного человека. Поэтому следовало совершать ритуалы в честь этих божеств для их усмирения. Например, в записях греко-римского времени из храма Эдфу о звезде Сириус (Сотис) говорится: «Я Сотис… владычица стрелы… [замышляющие] против нее погибают, когда воспламеняется она как бедствие года (т. е. эпидемия?), приносящее несчастье (насылаемое) Сехмет» (Goyon 2006, 116). Таким образом, богиня Сотис соотносилась с львиной богиней Сехмет, которая отличалась своенравным характером и могла приносить как половодье, так и засуху. В день Нового года, совпадавший по времени с днем праздника восхода Сириуса, проводился обряд под названием «умиротворение Сехмет», направленный на укрощение нрава этой богини и получение от нее защиты.
Соотнесение созвездий и планет с определенными божествами и вера в существование взаимосвязи между характером поведения богов и событиями земного мира лишь условно можно называть астрологией, которая в Египте долгое время не была связана с практикой предсказания судьбы. Астрологические гороскопы появляются только в период завоевания Египта ассирийцами (670 г. до н.э.). По сообщению латинского писателя и астролога Юлия Фирмика Матерна (IV в.), система гороскопной астрологии была передана правителю Некауба (VII в. до н.э.) и его жрецу Петосирису. В греко-римское время в Египте складывается представление о 12 знаках Зодиака, заимствованное греками из вавилонской астрономии. Такой зодиак был запечатлен, например, на потолке часовни Осириса в храме Хатхор в Дендере (I в. до н. э.).
Библиография
- Куртик Г. Е. Астрономия Древнего Египта // На рубежах познания Вселенной (ИАИ XXII). М.: Наука, 1991. С. 207–265.
- Норт Дж. Космос: Иллюстрированная история астрономии и космологии / пер. с англ. М.: Новое литературное обозрение, 2020.
- Aubourg É. La date de conception du zodiaque du temple d’Hathor à Dendera // 1995. Vol. 95. P. 1–10.
- Clagett M. Ancient Egyptian Science. Vol. II: Calendars, Clocks, and Astronomy. Philadelphia: American Philosophical Society, 1995. URL: https://books.google.ru/books?id=xKKPUpDOTKAC&printsec=frontcover&dq=Ancient+Egyptian+Science&hl=ru&sa=X&ved=2ahUKEwiCm4a9_KvqAhVB0aYKHUQ1AgQQ6wEwAXoECAUQAQ#v=onepage&q=Ancient%20Egyptian%20Science&f=false
- Cotterell B., Kamminga J. Mechanics of pre-industrial technology: an introduction to the mechanics of ancient and traditional material culture. N.-Y.: Cambridge Univ. Pr., 1990.
- Goyon J.–C. Le rituel du sHtp %xmt au changement de cycle annuel. D’aprés les architraves du temple d’Edfou et texts paralléles, du Nouvel Empire à l’époque ptolémaque et romain. Le Caire, 2006 (BdÉ, 141).
- Leitz C. Studien zur ägyptischen Astronomie. Wiesbaden, 1989 (Ägyptische Abhandlungen, vol. 49).
- Neugebauer O., Parker R.A. Egyptian Astronomical Texts. 3 vols. Providence, RI: Brown Univ. pr., 1960–1969.
- Quack J.F. The Planets in Ancient Egypt // Oxford research encyclopedias. 2019. P. 1–32 [Electronic Source]. URL: https://oxfordre.com/planetaryscience/view/10.1093/acrefore/9780190647926.001.0001/acrefore-9780190647926-e-61?print=pdf (дата обращения: 2.07.2020)
- van Spaeth O. Dating the oldest Egyptian Star Map // Centaurus. 2000. Vol. 42. P. 159–179.
- von Lieven A. Astronomical ceilings, Egypt // The Encyclopedia of Ancient History. Wiley Online Library. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1002/9781444338386.wbeah21052 (дата обращения: 2.07.2020)
- Миронова А. В. Древний Египет // Календарные праздники Древнего Востока. Исследования и тексты / под ред. В. В. Емельянова. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2023. С. 143–283.
Источники
Часы |
Издание |
Список с указанием продолжительности дня и ночи в Cairo Calendar 86637, C Verso XIV (XII в. до н.э.; Каирский музей) |
Bakir A. el-M. The Cairo calendar no. 86637. Cairo, 1966 |
Водяные часы времени Аменхотепа III из храма Амона-Ра в Карнаке (XV–XIV вв. до н.э.; Каирский музей) |
Clagett 1995, fig. III. 21a |
Водяные часы Позднего времени (664–30 гг. до н.э.; музей Метрополитен) |
Clagett 1995, fig. III.32 Фото на сайте музея Метрополитен: |
Водяные часы времени Филиппа Арридея (IV в. до н.э.; Британский музей (cat. no. 938) |
Clagett 1995, fig. III. 21b Фото на сайте Британского музея: |
Водяные часы времени Филиппа Арридея (IV в. до н.э.). Британский музей (cat. no. 948) |
Clagett 1995, fig. III. 21d Budge E.A.W. A Guide to the Egyptian Galleries (Sculpture), British Museum. L., 1909. Cat. no. 948. Фото на сайте Британского музея: https://www.britishmuseum.org/collection/object/Y_EA933_1 |
Диагональные календари |
|
Саркофаги Месахити, Маит, Хити, псевдо-Нахити, Хунну, Тефаби из Асьюта (IX–X дин.) |
Pogo A. Calendars on Coffin Lids from Asyut (Second Half of the Third Millennium // Isis. 1932. Vol. 17, No. 1. P. 6–24. |
Саркофаг Ит-Иб (It-ib) (XI дин.) |
Neugebauer, Parker 1960, vol. I, pl. 3–4. Clagett 1995, fig. III.16 |
Саркофаг Иди (Idy) из Асьюта (? дин.) |
Neugebauer, Parker 1960, vol. I, pl. 5–6. Clagett 1995, fig. III.14 |
Саркофаг Мереру (Mrrw) из Асьюта (XII дин.; Туринский музей) |
Detoma E. On two star tables on the lids of two coffins in the Egyptian Museum of Turin // Atti Sc. Mor. 2014. Vol. 148. P. 134–135 (URL: https://www.researchgate.net/publication/328342944 (дата обращения: 2.07.2020))
|
Астрономический потолок |
Издание |
Гробница Сенмута (ТТ 353) в Дейр эль-Бахри (XV в. до н.э.) |
Pogo A. The Astronomical Ceiling-Decoration in the Tomb of Senmut (XVIIIth Dynasty) // Isis. 1930. Vol. 14, No. 2. P. 301–325; Рисунок и пер. на англ. яз.: Clagett 1995, 221–230, fig. III.4. Факсимиле на сайте музея Метрополитен: |
Гробница Сети I (KV 17) (XIII в. до н.э.) |
PM I-2², 542 (41); LD III, Bl. 137 (http://edoc3.bibliothek.uni-halle.de/lepsius/tafelwa3.html) Hornung E. The Tomb of Pharaoh Seti I. Zurich, Munich, 1991. Пер. на англ. яз.: Clagett 1995, 239–249. Фотографии и прорисовки в базе данных Theban Mapping Project: |
Гробница Рамсеса V и Рамсеса VI (KV 9) (XII в. до н.э.) |
PM I-2², 511 (3), 512 (7, 11), 513 (14), 514, 517; Piankoff A., Rambova N. The Tomb of Ramesses VI. 2 vols (Bollingen Ser., XL). N.-Y., 1954. Pls. 142–144, p. 384, pls. 146–159, p. 384–428, pls. 186–196, p. 398, 415, 421. Фотографии в базе данных Theban Mapping Project: https://web.archive.org/web/20101130081121/http://thebanmappingproject.com/sites/browse_tomb_823.html Виртуальный тур по гробнице: https://describingegypt.com/tours/ramessesvi/kv9_burial_chamber_j_entrance_east?h=359&v=-71&f=80 |
Гробница Рамсеса VII (KV 1) (XII в. до н.э.) |
PM I-2², 496 (9–10); Hornung E. Zwei ramessidische Königsgräber. Ramses IV. und Ramses VII. von Zabern, Mainz, 1990. Фотографии и прорисовки в базе данных Theban Mapping Project: http://www.thebanmappingproject.com/sites/browse_tomb_815.html |
Гробница Рамсеса IX (KV 6) (XII в. до н.э.) |
PM I-2², 502; LD III, Bl. 228 (http://edoc3.bibliothek.uni-halle.de/lepsius/tafelwa3.html), LD Text III, p. 199; Guilmant F. Le tombeau de Ramses IX. Cairo, 1907.
|
Храм Рамессеум (XIII в. до н.э.) |
Medinet Habu. Festival Scenes of Ramses III / Eds. J.A. Wilson, T.G. Allen. Vol. IV (OIP, 51). Chicago, 1940. Pl. 478; Clagett 1995, fig. III.2. |
Храм Хора в Эдфу (II в. до н.э.) |
PM VI, 133; Kurth D. Treffpunkt der Götter: Inschriften aus dem Tempel des Horus von Edfu. Zürich; München, 1994. P. 27. |
Храм в Дендере (греко-римское время) |
PM VI, 49, 58–59; Dendérah IV, 176: 4–178:5, pls. 292–297; Clagett 1995, fig. III. 97. Транслитерация и перевод: Cauville 2001, 284–287. |
Храм Исиды на о. Филэ (греко-римское время) |
PM VI, 237; LD IV, Bl. 35b (http://edoc3.bibliothek.uni-halle.de/lepsius/tafelwa4.html) |
Храм Дейр эль-Хагар (II в.) |
Kaper O. The Astronomical Ceiling of Deir el-Haggar in the Dakhleh Oasis // The Journal of Egyptian Archaeology. 1995. Vol. 81. Fig. 1. |
Книга Нут |
Издание |
кенотаф Сети I в Осирейоне в Абидосе (XIII в. до н.э.) |
PM VI, 30; Frankfort H. The Cenotaph of Seti I at Abydos. L., 1933 (Egypt Exploration Society). Vol. II. Pl. 81; Clagett 1995, fig. III. 95а–b, 98 a–b; p. 371–383, 399–401 (перевод на англ.) |
гробница Рамсеса IV (KV 2) (XII в. до н.э.) |
PM I-2², 500 (15); Neugebauer, Parker, Astronomical Texts, vol. 1, pls. 34 – 35, 44–51; Lefébure E. Les hypogées royaux de Thèbes. Bd. 3: Tombeau de Ramses IV. P., 1889. Pl. XXVII; Hornung E. Zwei ramessidische Königsgräber. Ramses IV. und Ramses VII. von Zabern, Mainz, 1990. S. 89–96; Clagett 1995, fig. III. 96b. Фотографии и прорисовки в базе данных Theban Mapping Project: |
Гробница Мутирдис (ТТ 410) (26 дин.) |
Assmann J. Das Grab der Mutirdis. von Zabern, Mainz 1977. S. 85–88. |
папирус Карлсберг I (II в. н.э.) |
Lange H.-O. Neugebauer O.Papyrus Carlsberg No. 1 – Ein hieratisch-demotischer kosmologischer Text.Munksgaard, Kopenhagen, 1940; The Carlsberg Papyri 1: Demotic Texts from the Collection / Ed. P. J. Frandsen. URL: https://pcarlsberg.ku.dk/publications/. |
Зодиакальные созвездия |
Издание |
Зодиаки храма Хатхор в Дендере (греко-римское время) |
Lauth F.J. Les zodiaques de Denderah. Mémoire où l'on établit que ce sont des calendriers commémoratifs de l'époque gréco-romaine. Munich, 1865; Clagett 1995, fig. III. 76a–с; p. 471–484 (описание) Круглый Зодиак в базе коллекций Лувра: http://cartelen.louvre.fr/cartelen/visite?srv=car_not_frame&idNotice=19044
|
Храм Хнума в Эсне (греко-римское время) |
PM VI, 116; Clagett 1995, fig. III. 75 a–c, 102; p. 471–484 (описание) Hemeda S. Reconstruction of the first zodiac: Esna A // The First International Conference on Egypt and Mediterranean through Ages at Cairo University, Egypt (October 2014). URL: https://www.researchgate.net/publication/322557627_Reconstruction_of_the_first_zodiac_Esna_A (дата обращения: 2.07.2020) |
Зодиаки из гробницы Петосириса (54–84 н.э.) |
Neugebauer O., Parker R.A., Pingree D. The Zodiac Ceilings of Petosiris and Petubastis // Osing J. Et al. Denkmäler der Oase Dachla aus dem Nachlass von Ahmed Fakhry. Mainz am Rhein, 1982. P. 96–101; Clagett 1995, fig. III.100 a, III.100b |
Зодиак из гробницы Петубастиса (римское время) |
Neugebauer O., Parker R.A., Pingree D. The Zodiac Ceilings of Petosiris and Petubastis // Osing J. Et al. Denkmäler der Oase Dachla aus dem Nachlass von Ahmed Fakhry. Mainz am Rhein, 1982. P. 96–101; Clagett 1995, fig. III.101 |
Два гороскопа и зодиака из гробницы двух братьев в Атрибисе (II в. н.э.) |
Petrie W.M. Athribis. L., 1908. P. 12, pl. XXXVI. URL: http://www.etana.org/sites/default/files/coretexts/15110.pdf Clagett 1995, fig. III.104 |
Метки: Египет, Статьи, Астрология