Ашвамедха (IAST – Ashvamedha, Aśvamedha, жертвоприношение коня) – обряд жертвоприношения коня. В послеведийскую эпоху многие аспекты ведийской культуры были забыты. Однако ритуалы, связанные с помазанием на царство (абхишека, радажсуя) и расширением царства, получением правителем статуса вселенского «поворачивающего колесо (чакравартин)» - (ашвамедха) восходили к ведийской эпохе (Васильков 1996, 2010). Цель обряда - овладение пространством вселенной и начало нового временного цикла (Васильков 1996: 349). Обряд ашвамедха («жертвоприношение коня») был призван не только придать правителю особый статус, но и установить временной порядок, вероятно, после определенного хаоса. «Древнейшее отражение этой практики — гимны "Ригведы" (1.162 и 163); детальные описания даны в «Шатапатха-брахмане», «Ваджасанейи-самхите» и шраута-сутрах» (Васильков 1996:70). В главах 22-25 «Ваджасанейи-самхиты» приводятся молитвы, связанные с обрядом. По ним воспроизводится и сам обряд. «Правитель, совершивший этот обряд, обретал статус миродержца (сарвабхаума). После очень долгих подготовительных обрядов жертвенного коня отпускали пастись на воле в течение года под охраной военного отряда. Правители стран, по землям которых проходил конь, если не изъявляли покорности сами, приводились к ней силой. Через год, по возвращении коня, совершалась серия обрядов, в которой центральным моментом было умерщвление коня посредством удушения; жены царя оплакивали жертву, а главная царица ложилась рядом с убитым животным под покрывало и имитировала совокупление с ним; жрецы и женщины, участвовавшие в обряде, обменивались при этом репликами эротического содержания» (Васильков 1996: 70-71, 2010). Это должно было «стимулировать рождение сына-героя и общее плодородие и процветание государства» (Эрман 1980:134). Временной аспект в подготовке и проведении ритуала очень важен. Год шла подготовка к обряду отпущения коня, год конь в сопровождении войска царя свободно пасся на землях соседей, которые предстояло завоевать.
Древнеиндийские эпические поэмы «Рамаяна» и «Ашвамедха» содержат описание ашвамедхи. В «Рамаяне» говорится о жертвоприношении коня, совершенном отцом Рамы царем Дашаратхой. В «Махабхарате» жертвоприношению коня посвящена 14-я книга эпоса – «Ашвамедхикапарва» (Махабхарата 2003, 2016). В ней описывается жертвоприношение коня, совершённое старшим из Пандавов Юдхиштхирой. Его братья сопровождали коня во время его движения по территории соседних царств. Могучий брат Юдхиштхиры Арджуна победил всех царей, отказавшихся подчиниться власти старшего из Пандавов. Согласно «Махабхарате», ашвамедха была проведена Юдхиштхирой в точном согласии с ведийскими предписаниями. Ашвамедха относилась к категории ритуалов-шраута (См. Шраута-ритуалы). Среди целей обряда – восстановление и сохранение временного цикла.
Библиография:
- Васильков Я.В. Абхишека// Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996.
- Васильков Я.В Ашвамедха// Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996.
- Васильков Я.В., Миф, Ритуал и История в «Махабхарате». Санкт-Петербург: Европейский Дом, 2010. 400 С.
- Вигасин А.А., Шраута-сутра// Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996.
- Корнеева Н.А., Шраута-ритуалы: изучение, традиция, практика// С. 20-46.
- Эрман В.Г., Очерк ведийской литературы. М.Наука. 1980. 232 С.
- Mitrasampradānam [Текст] : сборник научных статей к 75-летию Ярослава Владимировича Василькова / Российская академия наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) ; [составители и отв. редакторы М. Ф. Альбедиль, Н. А. Янчевская]. - Санкт-Петербург : МАЭ РАН, 2018. - 679 с.,
- Махабхарата. Книга четырнадцатая. Ашвамедхикапарва, или Книга о жертвоприношении коня / Я. В. Васильков, С. Л. Невелева: перевод, статьи, комментарий / Ответственный редактор И. М.Стеблин-Каменский. — Санкт-Петербург: «Наука», 2003. — 236 с. 2-ое изд. 2016.
Метки: Индия, Статьи, И.Ю. Котин