Атхарваведа (Атхарваведа» санскр. अथर्ववेद, IAST: atharvavéda, далее в тексте - АВ) наряду с РВ, Самаведой и Яджурведой – древнейший памятник индийской литературы. Но Самаведа (Веда Песнопений) дублирует преимущественно гимны РВ, а Яджурведа (Веда жертвенных изречений) содержит техническую информацию по проведению ритуалов. АВ – веда заговоров, той части знаний и практик, которая долгое время считалась нечистой и не-брахманской. Первоначально называлась «Атхарвангираса» (IAST: atharváṅgirasa) — по имени двух родов легендарных риши или полубогов Атхарвана (IAST: Atharvān) и Ангираса (IAST: áṅgiras), в среде которых создавались и сохранялись сукты (гимны или заклинания) АВ. Текст АВ сохранился в редакциях Шаунакии (IAST: śaunakiya) и Пайппалады (IAST: paippalāda). В первой (более древней и авторитетной) редакции состоит из двадцати книг, вместивших в себе около 6000 стихов. В составе АВ много относительно поздних текстов, датируемых концом I тыс. до н.э., но есть в ней и ранние тексты, сравнимые с древнейшими гимнами РВ. Несмотря на амбивалентность текста АВ, ко II в. до н.э. АВ относится авторитетным автором «Законов Ману» к канонической литературе, а вредние века даже получила название Брахмаведа (brahmaveda; brahmân «верховный жрец»), что говорит о претензиях ее знатоков на особое знание (магии).
Библиография:
- Атхарваведа. Избранное. Перевод, комментарий и вступительная статья Т.Я.Елизаренковой. 2-е изд. М.: Наука. ГВЛ. 1989. 406 С.
- Елизаренкова Т.Я., Об Атхарваведе// Атхарваведа. Избранное.. 2-е изд. М.: Наука. ГВЛ. 1989.
- Елизаренкова Т.Я., Язык и стиль ведийских риши. М. Восточная литература. 1983.
- Елизаренкова Т.Я., Слова и вещи в Ригведе. М. Восточная литература, 1999.
- The Hymns of the Atharvaveda, tr. by Ralph T.H. Griffith 2nd edition, Kotagiri (Nilgiri) 1896.
Метки: Индия, Статьи, И.Ю. Котин