Шраута-ритуалы

Дата публикации:

Шраута-ритуалы  -  (IAST- Śrauta ) ведийские ритуалы, основанные на священном предании «шрути», т.е. услышанном от богов. Изложены в «Яджурведе» и примыкающей к ней комментаторской литературе, так называемых шраута-сутрах.  В ведический и ранний после-ведический период к важнейшим ритуалам шраута относили абхишека (помазание на царство), раджасуя, ашвамедха (жертвоприношение коня). Как пишет А.А.Вигасин, «Ритуал шраута осуществлялся обычно в течение длительного срока (дни, недели и месяцы), иногда большими группами жрецов-брахманов: на специально сооруженном алтаре с несколькими священными огнями. Заказчиком чаще всего выступал царь. Ритуальные процедуры включали возлияния сомы, состязания, широкие раздачи даров участникам» (Вигасин 1996). Позднее отдельные шраута-ритуалы (огненные жертвоприношения), призванные сохранить и поддержать миропорядок, проводили жрецы по заказу отдельных влиятельных лиц.

На  основании изучения «Яджурведы» и вспомогательных текстов – брахман и шраута-сутр,  В.Г.Эрман дает такое описание огненных жертвоприношений, приуроченных к началу сезона дождей, и, вероятно, совпадающих с жертвоприношениями в основные солнечные даты (зимнее и летнее солнцестояние. весеннее и осеннее равноденствие):  В полнолуние (даршапурнамаса) начала сезона дождей, как и в другие важные дни полнолуний заказчик (яджамана) домохозяин (грихастха) приглашал следующих жрецов: брахмана (верховный жрец, руководитель жертвоприношением), хотара (исполнителя жертвенных песнопений - саманов) и агнидхи – устроителя жертвенного алтаря. Необходимо принести богам жертву и доставить им сому, дабы в свой срок вернуть луне полный облик. Агнидхи, - жрец Агни, как видно из названия, возжигает три жертвенных алтаря: гархапатья («огонь домохозяина», алтарь с круглой поверхностью), дакшинагни («южный алтарь», на полукруглом алтаре), ахавания («алтарь для возлияний», восточный) на четырехугольном алтаре (Эрман 1980: 132). В Керале традиция возжигания огненных алтарей жертвоприношений огню сохранилась до сих пор. Свидетель такого жертвоприношения, совершенного на пустынном месте близ местечка Панджаль в Керале Н.А.Корнеева пишет: «В XI в. (т.е. в то время, когда обряд наблюдал Бируни – И.К.) философ Удаяна (Udayana) отмечал, что торжественные ведийские ритуалы шраута уже не проводятся….Но…в отдаленном изолированном уголке на юге Индии, в Керале, вдали от изначального дома ведийской цивилизации несколько семей брахманов намбудири  сохранили традицию выполнения двух ведийских шраута-ритуалов: Агнищтома (…букв. «восхваление огня») проводится в течение пяти дней, и Атиратра Агничаяна … проводится в течение двенадцати дней, включая несколько последних ночей, отсюда название Атиратра («букв. «всю ночь»»)» (Корнеева 2018:25). В 1975 , 2011 и 2015 г. эти церемонии были проведены публично, при большом стечении народа, с фото и видео-фиксацией. Свидетель совершения данных ритуалов и исследователь шраута-сутр Н.А.Корнеева пишет: «В настоящее время известно два вида ведийских ритуалов: это ритуалы шраута (śrauta-karmāṇi) — торжественные жертвоприношения и ритуалы грихья (gṛhya-karmāṇi) — «домашние обряды» (Там же).

Жертвоприношения шраута проводятся на трех основных жертвенных огнях: гархапатья (gārhapatya) — «огонь главы семьи» или домашний огонь (алтарь круглой формы), располагается на западе; дакшинагни (dakṣiṇāgni) — южный огонь (алтарь полукруглой формы), располагается на юго-востоке от гархапатья; ахавания (āhavanīya) — огонь, в который совершаются основные возлияния (алтарь квадратной формы), и примыкающий к нему алтарь веди (небольшое углубление продолговатой формы узкое посередине и расширяющееся к краям) располагаются на востоке. Иногда говорят о четырех основных жертвенных огнях, но четвертый огонь — это тоже огонь ахавания, который переносится с прачинавамши (prācinavaṃśa — место проведения предварительные обрядов) на махаведи (mahāvedi — место проведения основных обрядов ритуала). Остальные огни: марджалия (mārjālīya), агнидхрия (āgnīdhrīya), шамитра (śāmitra) — располагаются на границе махаведи и шесть дхишнья (dhiṣṇya) — в садаса (sadas — место рецитаций в западной части махаведи).

Шраута-ритуалы могут проводиться в течение нескольких дней и более, для проведения некоторых требуется большое количество специально подготовленных жрецов, предписания по их проведению даются в шраута-сутрах и ритуальных сборниках» (Корнеева: 2018:28).

Основная информация, посвященная нормам проведения шракта-ритуалов изложена в примыкающих к Ригведе шраута-сутрах Ашвалаяна (Ashvalayana) и Шанкхаяна (Shankhayana), примыкающей к «Белой» Яджурведе  Катьяяна (Katyayana) шраута-сутре, примыкающих к «Черной» Яджурведе Тайттрия-брахмане и Баудхаяна (Baudhayana), Апастамба (Apastamba), Вайкханаса (Vaikhanasa), Бхарадваджа (Bharadvaja), Хиранья-кеши (Hiranyakeshi), Вайдхула (Vadhula), Манава (Manava), Вараха (Varaha) и Ктхака (Kathaka) шраута-сутрах.

Библиография:

  • Бируни Абу Рейхан, Индия. Перевод под А.Б.Халидова, Ю.Н.Завадовского, В.Г.Эрмана, 2ое изд. М.: Ладомир, 1995. 727 С. 1ое изд. – Ташкент, 1963.
  • Ванина Е. Ю. Время в восприятии средневековых индийцев // Диалог со временем. № 17. 2006. С. 77–114.
  • Васильков Я.В., Миф, Ритуал и История в «Махабхарате». Санкт-Петербург: Европейский Дом, 2010. 400 С.
  • Вигасин А.А., Шраута-сутра// Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996.
  • Корнеева Н.А., Шраута-ритуалы: изучение, традиция, практика// С. 20-46.
  • Mitrasampradānam [Текст] : сборник научных статей к 75-летию Ярослава Владимировича Василькова / Российская академия наук, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) ; [составители и отв. редакторы М. Ф. Альбедиль, Н. А. Янчевская]. - Санкт-Петербург : МАЭ РАН, 2018. - 679 с.,Котин И. Ю. Твари в индийском календаре // Бестиарий II. Зооморфизмы Азии: движение во времени. Санкт-Петербург, 2012. С. 28–40.
  • Котин И. Ю., Успенская Е. Н. Календарные обычаи и обряды хиндустанцев // Индийские праздники: общее и локальное в календарной обрядности. Под ред. И. Ю. Котина, С. А. Маретиной. СПб., 2005. С. 10–75.
  • Freed S., and Freed R. Hindu Festivals in a North Indian Village // Anthropological Papers of the American Museum of Natural History. 1998. № 81.
  • Srivastava S.K., Folk Culture and Oral Tradition. New Delhi, 1974.

Метки: Индия, Статьи, И.Ю. Котин