Шукла-пратипада

Дата публикации:

Шукла-пратипада – в древнеиндийских календарях - светлая половина месяца. Бэшем, в частности, пишет: «основной единицей датировок были не солнечные сутки, а титхи, лунные сутки; приблизительно 30 таких суток составляли лунный месяц (то есть четыре фазы луны), или около 29,5 солнечных суток. Месяц разделялся на две половины (пакша) по 15 титхи, начинающиеся соответственно с полнолуния (пурнамасья) и новолуния (амавасья, или бахулавалья))» (Бэшем1977: 517). Половина месяца, начинающаяся с новолуния, называется светлой половиной (шукла-пакша), другая — темной половиной (кришна-пакша)» (Бэшем1977: 517). Бэшем отмечает, что уже в древности в северной Индии и на значительной части Декана месяц начинался и заканчивался полнолунием, а в стране тамилов — на крайнем юге Индии — месяц начинался с новолуния» (Бэшем 1977: 517). Титхи неодинаковы по длительности. Они рассчитываются с учетом лунных и солнечных транзитов (перемещений). Продолжительность титхи – величина непостоянная и колеблется от 19 до 26 часов. Титхи могут начинаться в любое время солнечных суток. Поскольку лунные сутки-титхи (См. Титхи) не совпадают с солнечными днем и ночью, то их насчитывается в каждой части лунного месяца по 15. Санскритские названия дней в светлой половине месяца следующие: Шукла пратипада, 2. Двитйа 3. Тритйа, 4. Чатуртхи 5. Панчами 6. Шаштхи 7. Саптами 8. Аштами 9. Навами 10. Дашами 11. Экадаши 12. Двадаши 13. Трайодаши 14. Чатурдаши 15. Пурнима (полнолуние). За пурнима следует так называемая «темная половина» месяца (См. Кришна-пратипада), когда луна идет на убыль.

Библиография:

  • Альбедиль М. Ф. Протоиндийское «колесо времени» // Календарь в культуре народов мира. М.. 1993. С. 70–101.
  • Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.
  • Ванина Е. Ю. Время в восприятии средневековых индийцев // Диалог со временем. № 17. 2006. С. 77–114.
  • Васильков Я.В. 12-летний цикл в древней Индии. // Сообщение об исследовании протоиндийских текстов. М., 1972. С.313-336.
  • Васильков Я.В. Калавада//Словарь Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. М.: Республика, 1996. С. 221-222.
  • Васильков Я.В. Миф, ритуал и история в «Махабхарате». Санкт-Петербург: Европейский Дом. 2010. 397 с.
  • Денисов Ю. В. Представления о времени в философии Бхартрихари (на материале «Главы о времени», карики 1-15 // История философии. Вып. 7. М.: ИФ РАН, 2000.
  • Климишин И. А. Календарь и хронология. М.: Наука, 1985.
  • Лысенко В.Г. Философия пространства и времени в Индии: школа вайшешика. – В кн.: Рационалистическая традиция и современность. Индия. М, 1988, с. 75–102.
  • Селешников С. И. История календаря и хронология. М.: Наука, 1977.
  • Ketkar V.B., Indian and Foreign Chronology with Theory, Practice and Tables, BC 3102 B.C. to 2100 A.D. and Notices of the Vedic, the Ancient Indian, the Chinese, the Jewish, the Ecclesiastical and the Coptic Calendars, Bombay 1923.
  • Kochhar R., Pre-Telescopic Astronomy in India// History of Indian Science Techology and Culture AD 1000 -1800/vol.III, Part 1. P. 171-220.History of Science, Philosophy and Culture in Indian Civilization, Gen/ Ed. D.P.Chattopodhyaya. New Delhi:2007.P. 171-197.
  • Lochtefeld J. G. The Illustrated Encyclopedia of Hinduism: A–M. — Rosen Publishing Group: 2002. — P. 411.
  • Om Lata Bahadur, The Book of Hindu Festivals and Ceremonies. New Delhi: UBS Publishers, 2002. 262 P.
  • Pingree, D. (1973), "The Mesopotamian Origin of Early Indian Mathematical Astronomy", Journal for the History of Astronomy (SAGE) . — Vol. 4 (1). P. 1-12.
  • Pingree, D. Jyotihśāstra : Astral and Mathematical Literature. — Otto Harrassowitz, 1981.
  • Rahman A. (Ed.) , History of Indian Science Techology and Culture AD 1000 -1800/vol.III, Part 1. P. 171-220.History of Science, Philosophy and Culture in Indian Civilization, Gen/ Ed. D.P.Chattopodhyaya. New Delhi:2007.
  • Underhill, M.M., The Hindu ReligiousYear. Calcutta: Associated Press, 1921. 102 p.
  • Vassilkov Ya.V. Kalavada (the doctrine of Cyclical Time) in the Mahabharata and the concept of Heroic Didactics. // Composing a Tradition: Concepts, Techniques and Relationships. Zagreb, 1999. P.17-33.

Метки: Индия, Статьи, И.Ю. Котин