ДЕНЬ (ХЕТТСКИЙ КАЛЕНДАРЬ). Базовая единица измерения времени — сутки или день, являющийся периодом обращения Земли вокруг своей оси. В хеттских текстах он чаще всего обозначался шумерограммой UD (или её вариантом UD.KAM), реже встречаются аккадограмма ŪMU или фонетические записи хеттского šiwatt- (Bawanypeck, 2012). Для Месопотамии считается надёжно установленным, что сутки начинались и заканчивались на закате (Langdon, 1931, 15–16; Streck, 2012, 403; Куртик, 2013, 23). Подобные границы суток некоторые исследователи видят и в хеттских текстах, что на наш взгляд, не бесспорно.
Так, в ритуале для Богини Ночи говорится: «Второй день закончен. А когда на третий день светает, распорядитель ритуала сразу утром входит в храм, ещё стоят звёзды. <описание ритуалов>. Когда в тот день вечером всходит звезда, <описание ритуалов, отправляемых распорядителем>. [А] пока в [тот] день [вечером] ещё стоит солнце, <описание приготовлений к ритуалам храмового персонала>. Третий день закончен. А когда на четвёртый день всходит звезда, <описание ритуалов>»[1].
По мнению редакторов Чикагского словаря хеттского языка, поскольку звезда восходит на четвёртый день после завершения третьего дня, этот контекст указывает на то, что непосредственно после заката третьего дня начинаются сутки четвёртого дня (Güterbock et al., 2019, 496). Однако даже в вышеприведённом примере видно, что появление вечерней звезды на третий день относится к тем же суткам, что и предшествовавший этому вечеру рассвет, поэтому новый восход вечерней звезды на четвёртые сутки по хеттскому счёту должен произойти после утра четвёртого дня. При этом единственный астрономический маркер действий четвёртого дня — описанный после завершения описания третьего дня восход звезды, после чего описаны ритуалы четвёртого дня, и он закончен (Хачатрян, 1966, 63, 71; Miller, 2004, 287–288). Вероятно, ритуалы четвёртого дня отправлялись только вечером, и отсутствие утренних и дневных ритуалов здесь не удивительно, поскольку отправляемый культ связан с Богиней Ночи.
Напротив, в одном ритуальном тексте киццуваднского происхождения, вторая таблица которого посвящена описанию 16–23-го дней ритуала, наиболее подробно описан 21-й день с использованием следующих указаний на части суток: «20-й день закончен. А наутро на 21-й день <описание ритуалов>. Вечером того же дня, ночью <описание ритуалов>. И в городе Адания вечером того же дня дают сосуд-сехеллиски. 21-й день закончен. А наутро 22-го дня <описание ритуалов>»[2]. Как видим, в этом тексте ночные ритуалы однозначно относятся к действиям предшествующих ночи суток. В целом, для хеттских культовых практик характерно, что дневные ритуалы завершают процессы, начатые утренними ритуалами (Çilingir Cesur, 2020, 98), а ночные ритуалы продолжают действия дневных ритуалов (Mouton, 2008, 4). При этом новые ритуалы начинаются чаще всего на утренней заре (Çilingir Cesur, 2020, 103), что подтверждает её роль в качестве начала хеттских суток.
Хеттские тексты оперируют днями с порядковыми номерами от 1 до 40. Чаще всего упоминаются 2-й день (UD.2.KAM, 358 аттестаций), 3-й день (UD.3.KAM, 307 аттестаций) и 1-й день (UD.1.KAM, 84 аттестации).
[1] UD.2.KAM QATI INA UD.3.KAM=ma mān lukatta nu EN.SÍSKUR karūariwar ḫūdak INA É DINGIR-LIM uizzi MUL.ḪÁ nūa aranda … maḫḫan=ma apēdani UD-ti nekuz meḫur MUL-aš watkuizzi … kuitman [nekuzzi=ma apēda(ni UD)]-ti dUTU-aš nūa artari … UD.3.KAM QATI maḫḫan=ma INA UD.4.KAM MUL-aš watkuizzi … (KUB 29.4 ii 13–15, 28–29, 40, 69–iii 1).
[2] UD.20.KAM QATI lukkatta=ma=kan INA UD.21.KAM … nekuza [meḫur apē]dani=pat UD-ti GE6-az … INA URUAdaniy[a=ia n]ekuza meḫur apēdani=pat UD-ti šeḫelli[škin] pianzi UD.21.KAM QATI lukkatta=ma INA UD.22.KAM … (KUB 30.31+ ЛС I 63!–64!, IV 20, 27–29).
Библиография:
Куртик Г. Е. Измерение времени и календари в Древней Месопотамии (шумерский период) // Вопросы истории естествознания и техники. 2013. Т. 34, № 4. С. 22–40.
Хачатрян В. Н. Хеттская надпись KUB, XXIX, N 4 (Транслитерация и перевод) // Вестник общественных наук Академии наук Армянской ССР. 1966. № 2. С. 59–79.
Bawanypeck D. Tag, Tageszeiten B. Bei den Hethitern // Reallexikon der Assyriologie und vorderasiatischen Archäologie. Bd. 13. Berlin — New York: de Gruyter, 2012. S. 405.
Çilingir Cesur S. The Timing of Ritual Performance in Hittite Texts: The “Morning” Rites // Adalya. 2020. Vol. 23. P. 87–109.
Güterbock H. G. et al. The Hittite dictionary of the Oriental Institute of the University of Chicago. Š. Chicago: The Oriental Institute of the University of Chicago, 2019.
Langdon S. Philological notes // Revue d'Assyriologie et d'archéologie orientale. 1931. Vol. 28, No. 1. P. 13–22.
Miller J. L. Studies in the origins, development and interpretation of the Kizzuwatna rituals. Wiesbaden: Harrassowitz, 2004 (Studien zu den Bogazköy-Texten, 46).
Mouton A. ‘Dead of Night’ in Anatolia: Hittite Night Rituals // Religion Compass. 2008. Vol. 2/1. P. 1–17.
Streck P. Tag, Tageszeiten A. In Mesopotamien — Day, times of day A. In Mesopotamia // Reallexikon der Assyriologie und vorderasiatischen Archäologie. Bd. 13. Berlin — New York: de Gruyter, 2012. S. 402–405.
Метки: Малая Азия, Единицы времени, В.Ю. Шелестин