Праздники в честь бога Сокара известны еще с эпохи Раннего царства. Центр почитания Сокара находился в Мемфисе, где он первоначально почитался как покровитель ремесленников, а позднее – как хтонический бог, связанный с районом некрополя. Кроме того, Сокар отождествлялся с Птахом и Осирисом и в текстах нередко упоминается под именем Птах-Сокар-Осирис. В эпоху Нового царства его культ занял видное положение в египетской религии, что проявилось в строительстве целого ряда зданий, посвященных этому божеству. Праздник Сокара являлся составной частью осирических праздников, отмечавшихся в месяце хойак и воспроизводивших этапы возрождения Осириса после его убийства Сетом. Время проведения праздников приходилось на начало полевых работ, поэтому цель ритуалов заключалась в стимулировании сил земли и повышении ее плодородия.
По сообщению календаря Рамсеса III из Мединет Абу (XX династия), собственно праздник Сокара проводился 26-го хойака. Накануне праздника, 25-го хойака, в ночь «праздника двух богинь» (nTryt), египтяне создавали ожерелья из пяти луковиц, которые повязывались на шее. Пять луковиц ассоциировались с зубами Осириса или Хора и соотносились с обрядом «отверзания уст», призванным оживить органы пяти чувств усопшего. Со связками лука люди следовали за баркой-хену Сокара во время ритуального обхода храмовых стен. Эта церемония воспроизводила движение солнца, а также служила магической защитой от злых сил. Возможно, помимо обхода стен участники праздника навещали район некрополя, где совершались подношения покойным. Далее процессия направлялась в «Шатер очищения» (ibw), где проводились обряды заупокойного характера. С культом Сокара соотносился один из начальных обрядов осирических праздников – «вспахивание земли» (xbz-tA). Его смысл заключался в освобождении жизненных сил Осириса, скрытых в земле в виде семян. В данном случае Сокар, считавшийся богом мертвой земли, выступал в роли посредника между смертью и новым рождением Осириса. Праздники месяца хойак завершались 30-го числа, когда проводился обряд воздвижения столба-джед, означавший окончательное возрождение Осириса.
Библиография
- Gaballa G.A., Kitchen R. The Festival of Sokar // Orientalia. 1969. Vol. 38. P. 1–76.
- Graindorge C. Les Oignons de Sokar // Revue d'Égyptologie. 1992. Vol. 43. P. 87–105.
- Medinet Habu. Festival Scenes of Ramses III / Eds. J.A. Wilson, T.G. Allen. Vol. IV (OIP, 51). Chicago, 1940.
- Mikhail L.B. The Festival of Sokar. An Episode of the Osirian Khoiak Festival // GM. 82. 1984. P. 25–44.