ОСЕННЕ-ВЕСЕННИЙ ПРАЗДНИК В ЦИППАЛАНДЕ (хетт. EZEN4 URUZi-ip-(pa-)la-an-da zé-e-na-an-da-aš ḫa-me-eš-ḫa-an-da-aš «Праздник города Циппаланда, осенний, весенний» (KBo 11.50 VI 17–18; KBo 22.219 2–4; KUB 20.28 VI 4–5; KUB 25.2 VI 23–24)) — осенний и весенний праздник Хеттского царства, который часто рассматривают как часть «великих» праздников нунтариясха и антахшум, праздновавшихся осенью и весной. Церемонии праздника имеют много общего с относящимися к 13-му дню праздника нунтариясха и 6-му дню праздника антахшум, однако в пользу интерпретации его как самостоятельного праздника (церемонии которого со временем стали интерпретироваться как составная часть «великих» праздников) говорят колофоны, давшие ему «демисезонное» название, тогда как нунтариясха и антахшум — наиболее ярко выраженные сезонные праздники хеттского календаря. Из библиотечных каталогов известно и другое название праздника: ma-a-an zé-e-ni šu-up-pí-iš LÚSANGA [URUZi-ip-pa-l]a-an-da MU-ti {MU} I-NA É-ŠU [DUGḫar-ši-ia-al-l]i ki-nu-ma-an-zi na-an-na-i «Когда осенью чистый жрец ежегодно едет в Циппаланду открывать в его доме сосуд-харсиялли» (KUB 30.60 I 30–32), которое может говорить о большей значимости (и древности, учитывая тот факт, что в сохранившихся описаниях праздника основную роль играет царская чета, а не «чистый жрец») осеннего варианта праздника. Среди 41 известного фрагмента описания праздника (CTH 592) преобладают новохеттские, хотя известны и фрагменты средне- и поздненовохеттского времени. Исследователи выделяют среди них группу фрагментов, описывающих только весенние ритуалы (CTH 592.1), и группу фрагментов, описывающих и осенние, и весенние ритуалы (CTH 592.2), хотя в текстах обеих групп фрагментов нет выделения специфически осенних или весенних ритуалов, а упоминается лишь сезонное изменение географии завершения праздника: LUGAL-uš-ša-an GIŠGIGIR-n[i ti-ia-zi] nu ma-a-an zé-e-na-<an>-t[i] nu URUKa[-t]a-pí i-i[a-an-ta] ma-a-an-ma ḫa-me-eš-ḫi nu URUAn-ku-wa i-ia-a[n-ta] «Царь встаёт в колесницу, и, если (дело) осенью, едет в Катапу, а, если (дело) весной, то едет в Анкуву» (CTH 592.2: KBo 13.214 IV 13–17). Отнесение к группе исключительно весенних ритуалов тех фрагментов, в колофоне которых не сохранилось упоминание осени, является следствием фрагментарности текста, а не его природы. Церемонии праздника проходили в святилищах города Циппаланда — одного из главных культовых центров Центральной Анатолии, и на расположенной в его окрестностях горе Даха. Основной почитаемый бог праздника — Бог Грозы города Циппаланда, а среди получателей жертв также упоминаются Хасамили, Бог Войны, Бог Солнца, Пускуруна, Катахха, Ханнаханна, Солнечное божество города Аринна, Меццуллы городов Аринна, Сулупасси, Урауна и Дурмитта. Лит.: Gonnet H. Rituel des fêtes d'automne et de printemps du dieu de I'orage de Zippalanda // Anadolu 19 (1975-1976) 123-162; Popko M. Zippalanda. Ein Kultzentrum im hethitischen Kleinasien. Heidelberg, 1994; Nakamura M. Das hethitische nuntarriyašha-Fest. Leiden, 2002; Görke S., Mouton A. Royal Rites of Passage and Calendar Festivals in the Hittite World // Life, death and coming of age in antiquity: individual rites of passage in the ancient Near East and adjacent regions. Leiden, 2014: 117-146.
Метки: Малая Азия, В.Ю. Шелестин