Древний праздник Нового года, популярный в Южной Индии с I-II вв. н.э. и сохранившийся до наших дней в Керале (Юго-Западная Индия). Онам приходится также на время сбора летнего урожая и считается сельско-хозяйственным праздником. Кульминация праздника выпадает на полнолуние малаяльского месяца чингом (общеиндийский шраван). Праздник известен в Юго-Западной Индии с первых веков н.э. О нем упоминают в храмовых надписях и поэтических произведениях (тамильские баллады санги, в частности, - «Мадураи канья»). Баллада «Мадураи Канья» написанная поэтом Мангуди Марутханаром во II в. н.э., упоминает празднование Онама в светлую половину месяца чингом. В IX в. н.э. тамильский мыслитель Периязхвара упоминает поклонение Вишну, возлежащему на змее Ананте (Анантхасаянам) по случаю Онама. Храмовые надписи II-III вв. н.э. в святилище Трирувалла в южной Керале (часть древнего царства Чера, позднее - бывшего княжества Траванкор) также содержат упоминание праздника, центром которого был, вероятно, данный храм (Миссонова 1997: 134). В настоящее время центр празднования Онам находится в центральной Керале (вокруг главного храма бывшего княжества Кочин - Тхрипунитхура).
Как древний праздник плодородия Онам связан со сбором летнего урожая ряда сельскохозяйственных культур. Празднование Онам длится 26 дня, и кульминация празднования приходится на полнолуние первого календарного месяца чингом, а начало выпадает на полнолуние предыдущего месяца, последнего месяца прошлого года каркатакам. Таким образом, как праздник Нового Года Онам приходится на первый месяц, но не на первый день первого месяца, а на его середину. Кроме привязки праздника к сельскохозяйственному циклу такая странная ситуация может быть объяснима и влиянием двух разных традиций – брахманской, связанной с севером Индии, где началом месяца считается дата полнолуния, и южноиндийской традицией, где дни месяца отсчитываются от новолуния.
Праздник Онам связан с культом бога Вишну, однако, вероятно, эта привязка к культу данного божества – более поздняя, а первоначально главным божеством праздника был местный бог или культурный герой Бали, почитаемый как праведный царь древности в южной и западной Индии, в более поздней традиции отнесенный к демонам-асурам.
Согласно популярной версии мифа, изложенной в «Бхагавата пуране» (не позднее X в.н.э.), асур Бали был праведным царем, совершившим многочисленные жертвоприношения богам, раздававший земли и другие подношения брахманам, защищавший свой народ. Однако у Бали были амбиции стать вселенским царем, для чего он запланировал совершение величайшей жертвы – ашвамедха. В ведах упоминается явление в мир бога Вишну в аватаре (инкарнации) карлика-брахмана. Праведный царь Бали обещал карлику любой дар по его усмотрению. Карлик попросил столько земли, сколько он покроет тремя шагами. Получив обещание Бали исполнить его просьбу, Вишну двумя шагами прошел небо и землю, а третьим – погрузил Бали в преисподнюю. Так как единственным «прегрешением» Бали была его принадлежность к асурам, то Вишну даровал Бали право на праздник Онам возвращаться на землю, где о его правлении помнили как о «золотом веке».
Бали возвращается на землю в период сбора урожая, что связывает его имя с культом плодородия. Утром в день наступления полнолуния (пурнима, атхам) десятки тысяч паломников устремляются к храму Тхрипунитхура, перед которым проходит праздничная процессия со слонами, праздничным вымпелом («флагом Онама») и освященным огнем («факелом Онама»). И повозками с актерами, изображающими «живые картины» с изображением мифов, связанных с празднованием Онама – миф об ашвамедхе Бали, трех шагах Вишну, низвержении Бали в преисподнюю, возвращении Бали из царства мертвых в дни празднования Онама. Дома и площадки перед домами в дни Онама украшают цветочными коврами. Местный праздник сбора урожая (путханонам) совпадает с днями празднования Онама. Это также время поминовения умерших.
Библиография:
- Альбедиль М.Ф. Праздники в Южной Индии// Индийские праздники: Общее и локальное в календарной обрядности /Под ред. И.Ю. Котина, С.А. Маретиной. СПб., 2005. С. 113-143.
- Миссонова Л.И. Календарный праздник Онам в штате Керала (Южная Индия): истоки и современность//Под ред. Р.З.Джарылгасиновой. Календарно-праздничная культура народов Зарубежной Азии: Традиции и инновации. М., 1997.С. 131-138.
- Om Lata Bahadur, The Book of Hindu Festivals and Ceremonies. New Delhi: UBS Publishers, 2002. 262 P.
Метки: Индия, Статьи, И.Ю. Котин, Праздники