Кумбха Мела

Дата публикации:

Один из важных индусских праздников, отмечающийся в местах паломничества, как правило, у переправ (тиртха) или в местах истока священных рек.  Уже в «Ригведе» упоминается паломничество к реке. Название «Кумбха мела» означает «Праздник горшков». Вероятно, уже в древности воду священных рек, прежде всего – Ганги и Джамны, паломники набирали и в горшках и других сосудах везли в родные места как лекарство и обладающее другими полезными свойствами средство. В VII веке китайский паломник-буддист Сюань Цзянь, учившийся и путешествовавший в Индии, описывает большой праздник Кумбха Мела в Праяге (современный Аллахабад). Вероятно, в это время уже существовали четыре основных центра Кумбха Мела, в каждом из которых большой праздник с таким названием происходил раз в двенадцать лет. Таким образом, раз в три года Кумбха Мела совершалась в одном из священных городов Индии - в Праяге, Хардваре, Варанаси (Каши)и Насике (Нашике). Праяг находится на месте слияния (тривени) Ганга, Джамны и священной невидимой реки Сарасвати. Позднее на юге Индии на берегу «южной Ганги» также появились центры Кумбха Мела, но их значимость признается не всеми. Главным центром Кумбха Мела считается Праяг, где раз в 144 года (12 раз по 12) проходит также Маха Кумбха Мела – Великая Кумбха Мела. Б.И.Клюев назвал это «самым крупным праздником в мире» [Клюев, 1983. С. 239]. В 2001 г. Прошла такая Маха Мегха Мела с участием десятков миллионов паломников

Согласно древним легендам, нашедшим отражение в более поздних текстах, например, - в «Матсья пурана» (II-V в. н.э.),  во время пахтания океана богами-сурами и их антиподами-асурами, позднее считавшимися демонами, на поверхность всплыли многие великие сокровища, в том числе – сосуд с амритой – напитком бессмертия. Добыв все эти сокровища, боги и демоны вступили в борьбу за их обладание.  Во время битвы между ними сын бога грома Индры Джаянта превратился в орла и унес сосуд амритой на небо. По пути он делал остановки и пролил по капле амритв на города, ставшие священными – на Праяг, Хардвар (Харидвар), Варанаси и Насик (Нашик).

Поклонение священным водам составляет основу Мегха Мелы. Паломники заходят в священные воды, поклоняются им и зачерпывают в кувшины священную и животворящую влагу.

Библиография:

  • Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.
  • Ванина Е. Ю. Время в восприятии средневековых индийцев // Диалог со временем. № 17. 2006. С. 77–114.
  • Котин И.Ю., Успенская Е.Н. Календарные обычаи и обряды хиндустанцев //
  • Индийские праздники: Общее и локальное в календарной обрядности / Под ред.И.Ю. Котина, С.А. Маретиной. СПб., 2005. С. 10–75.
  • Краснодембская Н.Г. Годичный цикл религиозных праздников у маратхов // Мифология и верования народов Восточной и Южной Азии. М., 1973. С. 16–26.
  • Краснодембская Н.Г. Праздники у маратхов // Индийские праздники: Общее
  • и локальное в календарной обрядности / Под ред. И.Ю. Котина, С.А. Маретиной. СПб., 2005. С. 76–112.
  • Клюев Б.И. Кумбха Мела – индусский праздник//Религия и общественная жизнь в Индии. М. 1983.
  • Рыжакова С. И. Солнечная символика обрядовой пищи на празднике Макара санкранти // Вкус Востока. Гастрономические традиции в истории, культуре и религиях народов Азии и Африки. Отв. ред. Прокофьева И. Т., Карачкова Е. Ю. М., 2018. С. 323–330.
  • Селешников С. И. История календаря и хронология. М., 1977.
  • Ketkar V.B., Indian and Foreign Chronology with Theory, Practice and Tables, BC 3102 B.C. to 2100 A.D. and Notices of the Vedic, the Ancient Indian, the Chinese, the Jewish, the Ecclesiastical and the Coptic Calendars, Bombay 1923.
  • Kochhar R., Pre-Telescopic Astronomy in India// History of Indian Science Techology and Culture AD 1000 -1800/vol.III, Part 1. P. 171-220.History of Science, Philosophy and Culture in Indian Civilization, Gen/ Ed. D.P.Chattopodhyaya. New Delhi:2007.P. 171-197.
  • Lochtefeld G. The Illustrated Encyclopedia of Hinduism: A–M. — Rosen Publishing Group: 2002. — P. 411.
  • Om Lata Bahadur, The Book of Hindu Festivals and Ceremonies. New Delhi: UBS Publishers, 2002. 262 P.
  • Pingree, D. (1973), "The Mesopotamian Origin of Early Indian Mathematical Astronomy", Journal for the History of Astronomy (SAGE) . — Vol. 4 (1). P. 1-12.
  • Pingree, D. Jyotihśāstra : Astral and Mathematical Literature. — Otto Harrassowitz, 1981.
  • Rahman A. (Ed.) , History of Indian Science Techology and Culture AD 1000 -1800/vol.III, Part 1. P. 171-220.History of Science, Philosophy and Culture in Indian Civilization, Gen/ Ed. D.P.Chattopodhyaya. New Delhi:2007.
  • Underhill, M.M., The Hindu ReligiousYear. Calcutta: Associated Press, 1921. 102 p.

Метки: Индия, И.Ю. Котин