Лунные праздники (Египет)

Дата публикации:

Лунные праздники входили в состав лунного календаря, который использовался в Египте еще в додинастический период как религиозный календарь, фиксирующий время проведения праздников. Наиболее ранние свидетельства о нем восходят к эпохе Древнего царства. Начиная с IV династии на стенах мастаб появляются списки месячных праздничных жертв. Упоминания о лунных праздниках встречаются также в Текстах пирамид, Текстах саркофагов, Книге мертвых, храмовых календарных списках. Из календаря храма Амона в Карнаке известно, например, что в эпоху Тутмоса III (XV в. до н.э.) отмечалось около 28 лунных праздников (Urk. IV, 177). Как сообщается в надписях гробницы Хнумхотепа II (XII дин.), эти праздники проводились регулярно.

В древнеегипетском языке луна обычно именовалась iax c детерминативом растущей луны M2Wku2 (N 11) или MhVeAH (N 12). В Текстах саркофагов «луна» писалась с детерминативом бога и рассматривалась как божество. С луной соотносились персонифицированные боги Тот, Хонсу, Осирис, Анубис. Другим символом луны служил глаз-уджат, или Око Хора, вырванное Сетом у Хора и исцеленное затем Тотом. В храме Хатхор в Дендере (греко-римское время) встречается изображение 14 богов, персонифицирующих дни лунного месяца. Они изображены восходящими по лестнице на крышу храма, где расположено Око Хора, охраняемое Тотом и символизирующее полную луну. Подобные сцены, изображающие лунный цикл, можно найти также в рельефах храмов Карнака, Карнака, Дейр эль-Хагар (Priskin 2016).

Изображение четырнадцати богов и Ока Хора из  храма Хатхор в Дендере (прорисовка) (по: Herbin 1982, fig. 1)Изображение четырнадцати богов и Ока Хора из храма Хатхор в Дендере (прорисовка) (по: Herbin 1982, fig. 1)

 Период растущей луны связывался с мифологическим событием наполнения, исцеления Ока Хора, которое также ассоциировалось с солнцем, царской короной, уреем. В Текстах саркофагов покойный отождествляется с Тотом, который охраняет и заполняет Око Хора в День новой луны (СТ VII, 230). Завершение исцеления, или наполнения Ока Хора соотносилось с днем полнолуния – временем, когда луна восходит на востоке и садится на западе, проделывая путь, аналогичный дневному пути солнца. Это время имело отношение к представлениям о возрождении и обновлении сил природы, богов и людей, в особенности усопших предков.

Наиболее часто в религиозных текстах упоминаются праздники новолуния, первого дня луны, 6-го и 7-го дня, полнолуния. В эти дни совершались жертвоприношения, направленные на возрождение покойного. День новолуния считался временем очищения и, видимо, выбирался для проведения мумификации. Начиная с эпохи Нового царства, в храмовых рельефах в сценах рождения царя появляется изображение Анубиса, стоящего около диска полной луны или держащего его в руках. Этот сюжет указывал на роль Анубиса как бальзамировщика, способствующего возрождению усопшего, который уподоблялся Осирису и новой луне (Ritner 1985). Появление лунного серпа на западном горизонте, так же, как появление полной луны на востоке, ассоциировались с возрождением покойного. В Текстах пирамид говорится, что усопший царь получает в эти праздники воду (РТ 811а), которая связывалась с мотивом воскресения.

Вторая часть лунного цикла не упоминается в Текстах пирамид и Текстах саркофагов, поскольку, видимо, этот период соотносился со смертью. Как выяснил И. Шпигель, в те дни совершался обряд погребения фараона, продолжавшийся до новолуния и восхода солнца, когда проводились ритуалы по воскресению покойного для его жизни в ином мире (Spiegel 1956, 411). Стало быть, периоды убывающей и растущей луной ассоциировались, соответственно, со смертью и воскресением царя. При этом день новолуния имел двоякий смысл: с одной стороны, он был связан с возрождением, а с другой, отражал переходное состояние покойного между смертью и жизнью, что объясняется характером новой луны, невидимой на небе.

Праздники лунного месяца нередко проводились наряду с другими праздниками. Особенной популярностью пользовался праздник новолуния, соотносившийся с Праздником долины, праздником Мина, хеб-седом. При Тутмосе III в новолуние состоялось проведение 10-го праздника Амона-Ра, а также закладка храма Ахмену в Карнаке (Urk. IV, 836. 1–3). Кроме того, в день новолуния Тутмос III установил праздник победы по случаю победы египетского войска при Мегиддо, имевшей место в день новолуния в 23-й год правления царя (Urk. IV, 657).

1.

                                                    л1

psDntyw «новолуние»
2.

        л2

Abd «первый день луны»
 3.

                                                   л3             

mspr  «день прибытия»
 4.

                                            л4 

prt sm  «день выхода жреца-сем»
 5.

                                              л5            

Xt Hr xAwt  «день подношений на алтарь»
 6.

                                             л6          

snt  «6-й день»
 7.

                                            54.jpg

dnit  «день 1-й четверти»
 8.

                                                        л7               

 tp  
 9.

                                                л8                                 

kAp  
 10.

                                            л9                                         

sif  
 11.

                                             л21                                     

stt  
 12.

                                           л10                

(?)  
 13.

                                           л30

mAA sty  
 14.

                                      54

siAw  
 15.

                                76

(tp) smdt
 16.

                                             л12

mspr sn-nw  
 17.

                                            л12 1

siAw  
 18.

                                                     л13

iaH  «день последней четверти»
 19.

                                              л14

sDm mdw.f  
 20.

                                                      л15

stp  
 21.

                                                    л16

aprw
 
 22.

                                               л18

pH spdt  
 23.

                                                л19

dnit  
 24.

                                              л20

knHw  
 25.

                                               л22

stt  
 26.

                                                     л24

prt  
 27.

                                            л25

wSb  
 28.

                                             л26

Hb-sd Nwt  «день хеб-седа Нут»
 29.

                                                  л27

aHa…  
 30.

                                     л28

Prt Mn  «день выхода Мина»

Библиография 

  • Миронова А. В. Солярно-лунный цикл в древнеегипетском празднике Опет в эпоху Тутмоса III (XV век до нашей эры) // Гуманıтарнı студıї: збıрник наукових праць / отв. ред. А.Е. Конверьский. Київ: КНУ ıм. Тараса Шевченка, 2008. Вип. 4. С. 144–147.
  • Миронова А. В. Праздник полнолуния в храме Хатхор в Дендере // Древность: историческое знание и специфика источника. Материалы международной научной конференции, посвященной памяти Эдвина Арвидовича Грантовского и Дмитрия Сергеевича Раевского (Москва, 12–14 декабря 2011 г.) / отв. ред. А.С. Балахванцев, Г.Ю. Колганова. Вып. V. М.: ИВ РАН, 2011. С. 145–148.
  • Eaton K. Monthly Lunar Festivals in the Mortuary Realm: Historical Patterns and Symbolic Motifs // Journal of Near Eastern Studies. 2011. Vol. 70, No. 2. P. 229–245.
  • Herbin F.-R. Hymne à la lune croissante // BIFAO. 1982. T. 82. P. 237–282
  • Parker R. A. The Calendars of Ancient Egypt. Chicago: Univ. of Chicago pr., 1950 (SAOC, 26).
  • Priskin G. The Depictions of the Entire Lunar Cycle in Graeco-Roman Temples // The Journal of Egyptian Archaeology. 2016. Vol. 102. P. 111–144.
  • Ritner R. Anubis and the Lunar Disc // The Journal of Egyptian Archaeology. 1985. Vol. 71. P. 149–155.
  • Spiegel J. Das Aufstehungsritual des Unaspyramide // ASAE. 1956. Vol. 52. №2. S. 339–439.
  • Wallin P. Celestial cycles. Astronomical concepts of Regeneration in the Ancient Egyptian Coffin Texts. Uppsala: Dept. of Archaeology and Ancient History, 2002 (Uppsala Series in Egyptology, 1).

 

Метки: Египет, Статьи, Праздники