Лунные праздники входили в состав лунного календаря, который использовался в Египте еще в додинастический период как религиозный календарь, фиксирующий время проведения праздников. Наиболее ранние свидетельства о нем восходят к эпохе Древнего царства. Начиная с IV династии на стенах мастаб появляются списки месячных праздничных жертв. Упоминания о лунных праздниках встречаются также в Текстах пирамид, Текстах саркофагов, Книге мертвых, храмовых календарных списках. Из календаря храма Амона в Карнаке известно, например, что в эпоху Тутмоса III (XV в. до н.э.) отмечалось около 28 лунных праздников (Urk. IV, 177). Как сообщается в надписях гробницы Хнумхотепа II (XII дин.), эти праздники проводились регулярно.
В древнеегипетском языке луна обычно именовалась iax c детерминативом растущей луны (N 11) или (N 12). В Текстах саркофагов «луна» писалась с детерминативом бога и рассматривалась как божество. С луной соотносились персонифицированные боги Тот, Хонсу, Осирис, Анубис. Другим символом луны служил глаз-уджат, или Око Хора, вырванное Сетом у Хора и исцеленное затем Тотом. В храме Хатхор в Дендере (греко-римское время) встречается изображение 14 богов, персонифицирующих дни лунного месяца. Они изображены восходящими по лестнице на крышу храма, где расположено Око Хора, охраняемое Тотом и символизирующее полную луну. Подобные сцены, изображающие лунный цикл, можно найти также в рельефах храмов Карнака, Карнака, Дейр эль-Хагар (Priskin 2016).
Период растущей луны связывался с мифологическим событием наполнения, исцеления Ока Хора, которое также ассоциировалось с солнцем, царской короной, уреем. В Текстах саркофагов покойный отождествляется с Тотом, который охраняет и заполняет Око Хора в День новой луны (СТ VII, 230). Завершение исцеления, или наполнения Ока Хора соотносилось с днем полнолуния – временем, когда луна восходит на востоке и садится на западе, проделывая путь, аналогичный дневному пути солнца. Это время имело отношение к представлениям о возрождении и обновлении сил природы, богов и людей, в особенности усопших предков.
Наиболее часто в религиозных текстах упоминаются праздники новолуния, первого дня луны, 6-го и 7-го дня, полнолуния. В эти дни совершались жертвоприношения, направленные на возрождение покойного. День новолуния считался временем очищения и, видимо, выбирался для проведения мумификации. Начиная с эпохи Нового царства, в храмовых рельефах в сценах рождения царя появляется изображение Анубиса, стоящего около диска полной луны или держащего его в руках. Этот сюжет указывал на роль Анубиса как бальзамировщика, способствующего возрождению усопшего, который уподоблялся Осирису и новой луне (Ritner 1985). Появление лунного серпа на западном горизонте, так же, как появление полной луны на востоке, ассоциировались с возрождением покойного. В Текстах пирамид говорится, что усопший царь получает в эти праздники воду (РТ 811а), которая связывалась с мотивом воскресения.
Вторая часть лунного цикла не упоминается в Текстах пирамид и Текстах саркофагов, поскольку, видимо, этот период соотносился со смертью. Как выяснил И. Шпигель, в те дни совершался обряд погребения фараона, продолжавшийся до новолуния и восхода солнца, когда проводились ритуалы по воскресению покойного для его жизни в ином мире (Spiegel 1956, 411). Стало быть, периоды убывающей и растущей луной ассоциировались, соответственно, со смертью и воскресением царя. При этом день новолуния имел двоякий смысл: с одной стороны, он был связан с возрождением, а с другой, отражал переходное состояние покойного между смертью и жизнью, что объясняется характером новой луны, невидимой на небе.
Праздники лунного месяца нередко проводились наряду с другими праздниками. Особенной популярностью пользовался праздник новолуния, соотносившийся с Праздником долины, праздником Мина, хеб-седом. При Тутмосе III в новолуние состоялось проведение 10-го праздника Амона-Ра, а также закладка храма Ахмену в Карнаке (Urk. IV, 836. 1–3). Кроме того, в день новолуния Тутмос III установил праздник победы по случаю победы египетского войска при Мегиддо, имевшей место в день новолуния в 23-й год правления царя (Urk. IV, 657).
1. |
|
psDntyw | «новолуние» |
2. |
|
Abd | «первый день луны» |
3. |
|
mspr | «день прибытия» |
4. |
|
prt sm | «день выхода жреца-сем» |
5. |
|
Xt Hr xAwt | «день подношений на алтарь» |
6. |
|
snt | «6-й день» |
7. |
|
dnit | «день 1-й четверти» |
8. |
|
tp | |
9. |
|
kAp | |
10. |
|
sif | |
11. |
|
stt | |
12. |
|
(?) | |
13. |
|
mAA sty | |
14. |
|
siAw | |
15. |
|
(tp) smdt | |
16. |
|
mspr sn-nw | |
17. |
|
siAw | |
18. |
|
iaH | «день последней четверти» |
19. |
|
sDm mdw.f | |
20. |
|
stp | |
21. |
|
aprw |
|
22. |
|
pH spdt | |
23. |
|
dnit | |
24. |
|
knHw | |
25. |
|
stt | |
26. |
|
prt | |
27. |
|
wSb | |
28. |
|
Hb-sd Nwt | «день хеб-седа Нут» |
29. |
|
aHa… | |
30. |
|
Prt Mn | «день выхода Мина» |
Библиография
- Миронова А. В. Солярно-лунный цикл в древнеегипетском празднике Опет в эпоху Тутмоса III (XV век до нашей эры) // Гуманıтарнı студıї: збıрник наукових праць / отв. ред. А.Е. Конверьский. Київ: КНУ ıм. Тараса Шевченка, 2008. Вип. 4. С. 144–147.
- Миронова А. В. Праздник полнолуния в храме Хатхор в Дендере // Древность: историческое знание и специфика источника. Материалы международной научной конференции, посвященной памяти Эдвина Арвидовича Грантовского и Дмитрия Сергеевича Раевского (Москва, 12–14 декабря 2011 г.) / отв. ред. А.С. Балахванцев, Г.Ю. Колганова. Вып. V. М.: ИВ РАН, 2011. С. 145–148.
- Eaton K. Monthly Lunar Festivals in the Mortuary Realm: Historical Patterns and Symbolic Motifs // Journal of Near Eastern Studies. 2011. Vol. 70, No. 2. P. 229–245.
- Herbin F.-R. Hymne à la lune croissante // BIFAO. 1982. T. 82. P. 237–282
- Parker R. A. The Calendars of Ancient Egypt. Chicago: Univ. of Chicago pr., 1950 (SAOC, 26).
- Priskin G. The Depictions of the Entire Lunar Cycle in Graeco-Roman Temples // The Journal of Egyptian Archaeology. 2016. Vol. 102. P. 111–144.
- Ritner R. Anubis and the Lunar Disc // The Journal of Egyptian Archaeology. 1985. Vol. 71. P. 149–155.
- Spiegel J. Das Aufstehungsritual des Unaspyramide // ASAE. 1956. Vol. 52. №2. S. 339–439.
- Wallin P. Celestial cycles. Astronomical concepts of Regeneration in the Ancient Egyptian Coffin Texts. Uppsala: Dept. of Archaeology and Ancient History, 2002 (Uppsala Series in Egyptology, 1).