Праздник Дашара – один из главных календарных праздников Индии, справляющийся повсеместно, но более популярный на севере, чем на юге страны.
Происхождение праздника связывают как с культом бога-героя Рамы, так и с культом богини Кали, одного из древнейших индуистских божеств, восходящего к культу Богини-Матери, которому поклонялись еще создатели протоиндийской цивилизации. Вероятно, праздник отмечался уже в древности. Осеннее празднование в честь великой Богини (Навратри), длящееся девять дней месяца ашвин (Наваратри), на десятый день становятся также праздником бога-героя Рамы, который в этот день молился Великой Богине в образе Богини-Воительницы (Дурга, Чанди) и одержал именно тогда и благодаря ее помощи победу над всесильным демоном Раваной. Отсюда – еще одно название праздника – Виджаядашами – Десятый день Победы, т.е. десятый день ашвина и поклонения Кали, на который пришлась победа Рамы над Раваной.
Первые девять дней месяца ашвин посвящены празднованию Наваратра (или Наваратри, букв. «девять ночей»), являющегося своеобразной прелюдией Дашеры (букв. «десятый»). При помощи Дурги эпический Рама на восьмой день Навратри победил ракшаса Равану. Эта победа воспринимается и празднуется как победа вселенского Добра над Злом. Именно рамаитский сюжет выступает на главный план в Северной Индии, где в предшествующие Дашере дни изготовляются и устанавливаются огромные изваяния демонов Раваны, Кумбхакарны и Мегханатха, чтобы быть сожженными на десятый день ашвина. Кумбхакарна — существо со слоновьими ушами (букв. «ушами как горшки»). Равана и Мегханатх также далеки от людского образа, точнее они сочетают человеческое и нечеловеческое в своем образе. Равана десятиголов, нередко многорук. Статуи этих бестий высотой около двадцати метров и выше делают из жердей, головы — из глины, все это покрывается старым тряпьем. Руководят работами горшечники. В ночь Дашеры устраивается представления со статуями Рамы, лакшманы, Ситы и их врагов, причем изображения побежденных врагов – Раваны, Кумбхакарны и Мегханатха сжигаются.
В день Дашеры родственники и друзья ходят в гости, где их угощают сластями джалеби. Эти и другие сласти днем продаются на специальных площадках для Рамлилы – буквально – «игры Рамы», места, где разыгрывается сцена из индийского эпоса «Рамаяна», связанная с битвой Рамы и Раваны. На площадке для Рамлилы устраиваются качели, карусели, выступают скоморохи. Сюда родители приводят детей. В Бенгалии особенно торжественные службы устраиваются перед изображением богини Кали (Дурги) - Воительницы.
- Котин И.Ю., Успенская Е.Н. Календарные обычаи и обряды хиндустанцев //
- Индийские праздники: Общее и локальное в календарной обрядности / Под ред.И.Ю. Котина, С.А. Маретиной. СПб., 2005. С. 10–75.
- Краснодембская Н.Г. Годичный цикл религиозных праздников у маратхов // Мифология и верования народов Восточной и Южной Азии. М., 1973. С. 16–26.
- Краснодембская Н.Г. Праздники у маратхов // Индийские праздники: Общее
- и локальное в календарной обрядности / Под ред. И.Ю. Котина, С.А. Маретиной. СПб., 2005. С. 76–112.
- Om Lata Bahadur, The Book of Hindu Festivals and Ceremonies. New Delhi: UBS Publishers, 2002. 262 P.
Метки: Индия, И.Ю. Котин