Гхати

Дата публикации:

Гхати (IAST - ghaṭī , гхатика, гати)– древняя и средневековая индийская единица времени. Упоминается как единица времени, орпеделяемая с помощью прибора «гхатикаянтра» у которого было несколько разновидностей. Обычно это медной чаша, имевшая отверстие в нижней части и, если ее поместить на водную поверхность, за 24 минуты она полностью погружался в воду. 1 мухурта (48 мин.) состояла из двух гхати (Ванина 2006). Бируни считает гхати одной из важнейших единиц времени, ссылаясь на древнеиндийсукие трактаты, он пишет: «сутки делятся на шестьдесят минут, каждая из которых называется гхати. В книге «Срудхава», принадлежащей Утпале из Кашмира, упоминается: «Если выдолбить в куске дерева цилиндрическое углубление с диаметром его круглого отверстия в двенадцать пальцев и высотой в шесть, оно вместит три мана воды. Если на дне этого углубления проделать дырочку шириной в шесть свитых вместе волосинок молодой женщины,— но не старухи или девочки,— то три мана воды вытекут из него в течение одного гхати». Далее, каждая минута суток делится на шестьдесят секунд, именуемых чашака или чакхака, а также называемых вигхатика. Каждая из этих секунд делится на шесть долей, называемых прана, то есть вздох» (Бируни, 1995:170). В современных индоарийских языках сохранилась в форме «гханта» (хинди, урду) в значении «час».

Библиография:

  • Бируни Абу Рейхан, Индия. Перевод под А.Б.Халидова, Ю.Н.Завадовского, В.Г.Эрмана, 2ое изд. М.: Ладомир, 1995. 727 С. 1ое изд. – Ташкент, 1963.
  • Ванина Е. Ю. Время в восприятии средневековых индийцев // Диалог со временем. № 17. 2006. С. 77–114.
  • Котин И. Ю., Успенская Е. Н. Календарные обычаи и обряды хиндустанцев // Индийские праздники: общее и локальное в календарной обрядности. Под ред. И. Ю. Котина, С. А. Маретиной. СПб., 2005. С. 10–75.
  • Freed S., and Freed R. Hindu Festivals in a North Indian Village // Anthropological Papers of the American Museum of Natural History. 1998. № 81.
  • Srivastava S.K., Folk Culture and Oral Tradition. New Delhi, 1974.

Метки: Индия, Статьи, И.Ю. Котин