Гуди-падва

Дата публикации:

Гуди-падва (гуди парва, чайтра пратипада, викрам самватсар) – один из традиционных индуистских праздников, считающийся днем начала Нового Года. Традиционно отмечается после новолуния в месяц чайтр, в его так называемую «светлую половину». На севере Индии таким образом начало Нового Года приходится на середину первого месяца года, и только на юге – на первый день первого месяца года. 

Считается, что в этот день бог-творец Брахма сотворил мир (сришти), «царь богов» Васу одарил земных царей дарами, а бог- герой Рама вернулся в свою столицу Айодхью  с женой Ситой из дальнего южного похода на Ланку (Шри-Ланка).   Поскольку в современной Индии культ древнего бога-творца Брахмы не слишком распространен, а Васу относится к числу чтимых, но не почитаемых богов, то основным объектом поклонения сейчас является в этот день бог-герой Рама, чей флаг (юпа) часто можно увидеть в этот день на домах верующих индусов. Связь с ныне политизированным культом Рамы превращает Гуди-падва в день политической агитации за установление «царства Рамы» - индусского правления в стране, в индийских городах проходят политические демонстрации под шафрановыми индусскими флагами. Несмотря на политизацию флага. Как символа, этот треугольный штандарт на высоком древке, помещенный на домах и открытых площадках в начале весны, может ассоциироваться и с «мировым деревом» и с «майским деревом» англо-саксонской традиции и был,  вероятно, изначально связан с культом плодородия.

Библиография:

  • Бэшем А. Чудо, которым была Индия. М., 1977.
  • Котин И.Ю. Два полугодия и два Новых года в индийском календаре//Этнография. N 2020. C. 125-151. DOI 10.31250/2618-8600-2020-2(8) - 129-151.
  • Котин И.Ю., Успенская Е.Н. Календарные обычаи и обряды хиндустанцев //
  • Индийские праздники: Общее и локальное в календарной обрядности / Под ред.И.Ю. Котина, С.А. Маретиной. СПб., 2005. С. 10–75.
  • Краснодембская Н.Г. Годичный цикл религиозных праздников у маратхов // Мифология и верования народов Восточной и Южной Азии. М., 1973. С. 16–26.
  • Краснодембская Н.Г. Праздники у маратхов // Индийские праздники: Общее
  • и локальное в календарной обрядности / Под ред. И.Ю. Котина, С.А. Маретиной. СПб., 2005. С. 76–112.
  • Селешников С. И. История календаря и хронология. М., 1977.
  • Ketkar V.B., Indian and Foreign Chronology with Theory, Practice and Tables, BC 3102 B.C. to 2100 A.D. and Notices of the Vedic, the Ancient Indian, the Chinese, the Jewish, the Ecclesiastical and the Coptic Calendars, Bombay 1923.
  • Kochhar R., Pre-Telescopic Astronomy in India// History of Indian Science Techology and Culture AD 1000 -1800/vol.III, Part 1. P. 171-220.History of Science, Philosophy and Culture in Indian Civilization, Gen/ Ed. D.P.Chattopodhyaya. New Delhi:2007.P. 171-197.
  • Lochtefeld J. G. The Illustrated Encyclopedia of Hinduism: A–M. — Rosen Publishing Group: 2002. — P. 411.
  • Om Lata Bahadur, The Book of Hindu Festivals and Ceremonies. New Delhi: UBS Publishers, 2002. 262 P.
  • Rahman A. (Ed.) , History of Indian Science Techology and Culture AD 1000 -1800/vol.III, Part 1. P. 171-220.History of Science, Philosophy and Culture in Indian Civilization, Gen/ Ed. D.P.Chattopodhyaya. New Delhi:2007.
  • Underhill, M.M., The Hindu ReligiousYear. Calcutta: Associated Press, 1921. 102 p.

Метки: Индия, И.Ю. Котин