Наг-панчами - один из древних индуистских праздников, связанный с культом змей. При этом праздник имеет простонародные формы, популярные у представителей племен и низких каст, а также версии, связанные с почитанием высших божеств индуизма, таких как бог Вишну и его частичная аватара (инкарнация) мировой змей Ананта.
Наг-панчами отмечается в Индии повсеместно в пятый день после амавасьи (новолуния) месяца шраван, что приблизительно соответствует июлю-августу григорианского календаря. Это период дождей, когда муссонные ливни часто затопляют змеиные норы. Испуганные и рассерженные змеи выползают на поверхность, часто жалят случайных прохожих. Дабы задобрить змей, особенно – кобр, в деревнях близ их нор устраивают горки из земли, чтобы змеи могли на них переждать дождь. Близ нор и на таких горках жители деревень оставляют угощение для змей, обычно – коровье молоко и мед.
Народная форма поклонения змеям, известная с глубокой древности, нашла отражение в пуранах и других древних индийских текстах, где поклонявшиеся змеям (нагам) представители лесных племен стали называться также змеями-нагами и наделяться чертами змей, в частности – змеиными хвостами. Змеи стали наделяться фантастической силой, а иногда и мудростью. Змеями видели древние индийцы великих божеств или местно-чтимых богов: Ананта, Васуки, Падманабха, Камбала, Шанкхапала, Дхартараштра, Такшака и Калия. Одни из них, такие как Васуки и Ананта, вошли в позднейший индуистский пантеон, как связанные с победившими в борьбе за лидерство богами-сурами. Другие, как Калия, стали восприниматься позднее как демоны, последний, в частности, известен тем, что был поражен танцевавшим на нем богом-героем Кришной.
Культ змей в Индии связан с культом плодородия и женским миром. В этот день незамужние девушки устраивают танцы в честь змей и устраивают качание на качелях, подвешенных к деревьям. Замужние женщины в этот день навещают родителей.
Библиография:
- Альбедиль М.Ф. Змея в индийской традиционной культуре: Совпадение противоположностей//Бестиарий Бестиарий II. Зооморфизмы Азии: движение во времени.// СПб: МАЭ РАН. 2012. 242 с.C. 152-164.
- Гусева Н.Р. Праздники в индуизме (на примере некоторых областей Северо-Западной Индии)//Индуизм. Традиции и современность. М. 1985.
- Котин И.Ю., Успенская Е.Н. Календарные обычаи и обряды хиндустанцев //
- Индийские праздники: Общее и локальное в календарной обрядности / Под ред.И.Ю. Котина, С.А. Маретиной. СПб., 2005. С. 10–75.
- Котин И.Ю. Твари в индийском календаре // Бестиарий II. Зооморфизмы Азии: движение во времени : сборник статей / отв. ред. М.А. Родионов. — СПб.: МАЭ РАН, 2012. С.28-40.
- Краснодембская Н.Г. Праздники у маратхов // Индийские праздники: Общее
- и локальное в календарной обрядности / Под ред. И.Ю. Котина, С.А. Маретиной. СПб., 2005. С. 76–112.
- Маретина С.А.Змея в индуистской мифологии (На материалах МАЭ).
- СПб.: МАЭ РАН, 2005.140 с.
- Freed S., Freed R., Hindu Festivals in a North Indian Village//Anthropological Papers of the American Museum of Natural History. Washington 1998. 326 P.
- Om Lata Bahadur, The Book of Hindu Festivals and Ceremonies. New Delhi: UBS Publishers, 2002. 262 P.
- Underhill, M.M., The Hindu ReligiousYear. Calcutta: Associated Press, 1921. 102 p.
Метки: Индия, И.Ю. Котин