Макара

Дата публикации:

Макара – знак зодиака и созвездие в индийской традиции, соответствующие знаку и созвездию Козерога в европейской системе Зодиака. Макара изображается в виде фантастического животного с телом и хвостом дельфина, лапами и мордой крокодила. Макара считается верховым животным и символом бога вод и вселенского закона Варуны, реже – богини Кали или божественной покровительницы реки Ганги.

С Макарой (созвездие Козерога) связано представление индийцев о достижении светилом крайней южной точки, окончанием темной и опасной поры и началом движения Солнца на север, что олицетворяется переходом (санкранти) в созвездие Козерога и известно как праздник Макара санкранти. Этот праздник отмечается 14-15 января и считается днем зимнего солнцестояния. В санскритском астрономическом трактате «Сурья сиддханта», приписываемом великому астроному древности Арьябхате, продолжительность года определяется как 365,25876 средних суток (Селешников 1975: 138). Эта оценка длиннее тропического года на 20,4 минуты. Она и считалась верной в течение пятнадцати веков, за которые накопилась существенная погрешность, не принимаемая в расчет. Дело в том, что индийская астрология использует сидерический (звёздный), то есть неподвижный Зодиак, принимая за начало отсчёта определённую звезду эклиптики (дзету Рыб). Тогда как западная астрология использует тропический, то есть подвижный Зодиак, принимая за начало отсчёта точку весеннего равноденствия (Lochtefeld 2002: 411). Индийская традиция день весеннего равноденствия, фактически наступающий 21 марта, отмечает 13-14 апреля, а день осеннего равноденствия, приходящийся на 23 сентября, — 15-16 октября, то есть на 22-23 дня позже. Как день зимнего солнцестояния отмечается праздник Макара-санкранти , приходящийся на 13-14 января 2019 года, хотя фактически в наше время зимнее солнцестояние приходится на 21 декабря. Индийский гражданский календарь не исправляет эти даты, ибо праздники отмечаются согласно традиционным календарям, а для нужд администрирования правильность даты равноденствий не представлялась значимой.

Макара-санкранти таким образом считается датой вхождения Солнца в созвездие Козерога и временем солнечного солнцестояния, завершением темного и неблагоприятного периода, началом светлого и удачного времени.

Праздник Кхичри (Макара-санкранти ) отмечается 14 января (реже — 13, 15 января), независимо от того, приходится ли он на индусский месяц пауш или магх. День праздника высчитывается астрономами по движению Солнца и привязан к солнечному, а не лунному, календарю. Праздник отмечает поворот светила в северном направлении, то есть «на лето» и, соответственно, наступление светлой половины года. Как Макара-санкранти праздник особенно популярен у брахманов. Он известен и как Кхичари, по названию ритуального блюда, употребляемого в этот день всеми, — обязательно сладкой каши кхичри.

На юге Индии Макара-санкранти удачно вписывается в круг сельскохозяйственных праздников и считается праздником урожая в Карнатаке и в Тамилнаду, где, однако, имеет другие названия — Сугги и Понгал.

Библиография:

  • Котин И.Ю., Успенская Е.Н. Календарные обычаи и обряды хиндустанцев // Индийские праздники: Общее и локальное в календарной обрядности / Под ред.И.Ю. Котина, С.А. Маретиной. СПб., 2005. С. 10–75.
  • Краснодембская Н.Г. Годичный цикл религиозных праздников у маратхов // Мифология и верования народов Восточной и Южной Азии. М., 1973. С. 16–26.
  • Краснодембская Н.Г. Праздники у маратхов // Индийские праздники: Общее и локальное в календарной обрядности / Под ред. И.Ю. Котина, С.А. Маретиной. СПб., 2005. С. 76–112.
  • Рыжакова С. И. Солнечная символика обрядовой пищи на празднике Макара санкранти // Вкус Востока. Гастрономические традиции в истории, культуре и религиях народов Азии и Африки. Отв. ред. Прокофьева И. Т., Карачкова Е. Ю. М., 2018. С. 323–330.
  • Селешников С. И. История календаря и хронология. М., 1977.
  • Ketkar V.B., Indian and Foreign Chronology with Theory, Practice and Tables, BC 3102 B.C. to 2100 A.D. and Notices of the Vedic, the Ancient Indian, the Chinese, the Jewish, the Ecclesiastical and the Coptic Calendars, Bombay 1923.
  • Kochhar R., Pre-Telescopic Astronomy in India// History of Indian Science Techology and Culture AD 1000 -1800/vol.III, Part 1. P. 171-220.History of Science, Philosophy and Culture in Indian Civilization, Gen/ Ed. D.P.Chattopodhyaya. New Delhi:2007.P. 171-197.
  • Lochtefeld J. G. The Illustrated Encyclopedia of Hinduism: A–M. — Rosen Publishing Group: 2002. — P. 411.
  • Om Lata Bahadur, The Book of Hindu Festivals and Ceremonies. New Delhi: UBS Publishers, 2002. 262 P.
  • Pingree, D. (1973), "The Mesopotamian Origin of Early Indian Mathematical Astronomy", Journal for the History of Astronomy (SAGE) . — Vol. 4 (1). P. 1-12.
  • Pingree, D. Jyotihśāstra : Astral and Mathematical Literature. — Otto Harrassowitz, 1981.
  • Rahman A. (Ed.) , History of Indian Science Techology and Culture AD 1000 -1800/vol.III, Part 1. P. 171-220.History of Science, Philosophy and Culture in Indian Civilization, Gen/ Ed. D.P.Chattopodhyaya. New Delhi:2007.
  • Underhill, M.M., The Hindu ReligiousYear. Calcutta: Associated Press, 1921. 102 p.

Метки: Индия, Статьи, И.Ю. Котин, Праздники