Авестийское собрание засвидетельствовало, возможно, древнейший вариант иранского календаря. Это календарь сезонных праздников-гахамбаров. В Авесте они названы «периодами года» (yāirya ratavō) (Йасна 2.2; Висперад 2.9), наименование «гахамбар» среднеперсидское, происходит от среднеперс. gāh “отрезок времени, назначенное время”. Гахамбары делят год на шесть периодов, и их празднования связаны с важными природными событиями и хозяйственными работами. Они посвящены середине весны, середине лета (летнее солнцестояние), сбору урожая, возвращению стад с летних пастбищ, середине зимы (зимнее солнцестояние), поминовению всех усопших. М. Бойс считала, что каждый из этих праздников соответствовал одному из зороастрийских творений (небо, вода, земля, растения, скот, человек), – и вместе с днем Нового года они составляли семерку (Boyce 1989, 30). Однако Авеста не сохранила никаких свидетельств о праздновании Нового года, а сами сезонные праздники сформировались, возможно, раньше, чем возникла концепция творений. Гахамбары по-прежнему празднуются зороастрийскими общинами Ирана, в Индии традиция угасла. Каждому из гахамбаров назначены свои даты, и отчасти периоды их празднования совпадают с некоторыми праздниками авестийского зороастрийского календаря. Так, гахамбар поминовения всех усопших в наши дни заканчивается перед празднованием Нового года (день весеннего равноденствия), которое, в свою очередь, начинает месяц памяти душ умерших фраваши. Вместе с тем, складывается впечатление, что авестийский зороастрийский календарь и гахамбары формировались в разные эпохи или параллельно, но независимо один от другого. К тому же, подобно месяцам древнеперсидского календаря, их названия никак не связаны со специальными зороастрийскими именами богов, событиями и так далее.
Список гахамбаров:
1. Maiδyōi.zarəmaya (“середина весны”: 30 апреля – 4 мая);
2. Maiδyōi.šam (“середина лета”; летнее солнцестояние: 29 июня – 3 июля);
3. Paitiš.hahya (“сбор урожая”: 12-16 сентября);
4. Ayāθrima (“возвращение стад с пастбищ домой”: 12-16 октября);
5. Maiδyāirya (“середина года”: 31 декабря-4 января);
6. Hamaspaθmaēδaya (“поминовение всех святых”: 16 марта-20 марта)
Метки: Иран, В.Ю. Крюкова