Древнейшие тексты о календарях и праздниках, которые дошли до нас из шумерских городов, позволяют сказать, что месопотамский календарь был лунно-солнечным, и с того момента, как появляются тексты, мы ни разу не видим, чтобы он был чисто лунным (Cohen, 1993, 3-20). Слово для обозначения календаря в языках древней Месопотамии отсутствует. Для обозначения года используются шумер. mu и аккад. šattu. В календаре учитывались 2 полугодия. В ассирийских текстах I тыс. до н. э. лето изображается знаком NE (kum2 ‘тепло’), в который вписан знак «солнце» (NE x UD), зима — тем же знаком, в который вписан знак «вода» (NE x A). Возможное понимание этих аккадограмм - «тепло — сухо» и «тепло — влажно». Первое полугодие по-шумерски писалось e2-me-eš и насчитывало 7 месяцев, второе en-te-en, en-te-na и насчитывало 5 месяцев (Емельянов, 2015, 34). Названия полугодий — шумерские слова, и точно не известно, что они означают. Но, согласно гипотезе Бенно Ландсбергера, emeš < im-eš означает «теплый ветер» или «теплая погода», а en-te-en < im-ten означает «холодный ветер», «холодная погода». Аккадские названия для полугодий ummu ‘жара’ и kuṣṣu ‘холод’. Известен шумерский литературный текст, условно называемый «Спор Эмеша и Энтена», в котором оба полугодия похваляются своими превосходными свойствами в присутствии третейского судьи — бога Энлиля. Вопреки ожиданию читателя, спор выигрывает Энтен, потому что в это время вода собирается в каналах, что обеспечивает основу ирригации и всего благополучия страны на целый год (Landsberger, 1949, 286, прим. 120; Емельянов, 2015, 16–46).
Далее год делится на четыре сезона (из которых обозначены терминами три) и двенадцать месяцев. Остается под вопросом деление года на сезоны в шумерский период. Мы имеем одно-единственное свидетельство такого деления в диалоге-споре «Медь и Серебро». Медь хвалится тем, что в течение года люди должны использовать орудия труда, изготовленные из нее. Из Серебра нельзя изготовить такие орудия, поэтому оно значит для людей мало.
DSC, D, 24—35
24 ud ki-duru5-u3 u3-ma-ti4-a-ta
25 urudha-bu3-da u2KI.KAL-ga šar2 nu-u3-da-al2
26 ur5-ta en3-zu lu2-u3 nu-tar-re
27 ud numun-ne2 u3-ma-ti-a-ta
28 urudgi4 gišapin dim2 nu-u3-da-gal2
29 ur5-ta en3-zu lu2-u3 nu-tar-re
30 en-te-ne2-e u3-ma-ti-a-ta
31 urudha-zi-in u2 kud nu-u3-da-gal2
32 ur5-ta en3-zu lu2-u3 nu-tar-re
33 ud buru14-e u3-ma-ti-a-ta
34 urudki2 še gur10-gur10 nu-u3-da-gal2
35 ur5-ta en3-zu lu2-u3 nu-tar-re
Когда «дни влажной земли» для меня наступают —
Медной мотыги, срубающей сорняки, ты не имеешь,
И никому ты не нужен.
Когда «дни сева» для меня наступают —
Медные тёсла для плуга ты не имеешь,
И никому ты не нужен.
Когда «зима» для меня наступает —
Медных топоров, срубающих хворост, ты не имеешь,
И никому ты не нужен.
Когда «дни урожая» для меня наступают —
Медных серпов, жнущих ячмень, ты не имеешь,
И никому ты не нужен.
На первый взгляд, здесь мы видим попытку разделить год на четыре сезона: «дни влажной земли», «дни сева», «зима» и «дни урожая». При этом «дни влажной земли» — ранняя весна, сев приходится на осень (или ранний сев — на лето), урожай собирается и осенью, и в середине весны. Подгоняя под ответ, можно допустить, что влажная земля — весна, сев — лето, урожай — осень, зима — зима. Однако лучше допустить, что в споре Меди и Серебра перечисляются периоды сельскохозяйственных работ, а зима является временем отдыха земли от этих работ? Поскольку никаких дополнительных свидетельств понимания этих периодов как сезонов года обнаружить не удается, проще предположить, что и в данном случае речь идет не о сезонах как таковых, а о делении года на четыре периода в жизни самой работающей земли [1].
[1] Подобным же образом египетский год разделялся на время половодья, время засухи и время всходов. И вряд ли в данном случае также можно говорить об абстрактном восприятии времен года. Скорее, это цикл активности самой земли.
В аккадский период для трех сезонов известны аккадские термины daš’ū ‘весна’ (от глагола dš’ ‘раскрываться, распускаться, распухать, набухать, раздуваться’), harpu или ebūru ‘лето’ (букв. ‘ранний (сев)’, ‘(ранний) урожай (фруктов)’), kuṣṣu ‘зима’ (букв. «холод, мороз»). Осень не выделена. Для лунно-солнечного календаря периодически вводился 13‑й вставной месяц, следовавший после первого или второго полугодия.
Новый год (za3-mu(-k), rēš šatti) праздновался в Месопотамии дважды, поскольку важнейшим маркером календарного цикла был цикл воспроизводства ячменя. Первый — весенний Новый год — назывался a2-ki-ti-še-gur10-ku5 «акиту жатвы», потому что весной происходила жатва ячменя. Второй Новый год назывался a2-ki-ti-šu-numun «акиту сева», потому что ячмень сеяли осенью, в сентябре-октябре. Ритуально фиксированным началом года в Месопотамии было первое новолуние после начала половодья — март-апрель. Но до начала половодья нужно было убрать весь урожай ячменя. Разлив не приходил в один и тот же день, поэтому начало года могло передвигаться на несколько дней или на неделю. Но все ждали сперва начала половодья, а потом нового месяца, и тогда уже праздновали «акиту жатвы». Год состоял из месяцев по 29 и 30 дней.
Литература:
- Емельянов, 2009 – Емельянов В.В. Шумерский календарный ритуал (категория МЕ и весенние праздники). СПб., Петербургское востоковедение, 2009.
- https://www.academia.edu/2588177/%D0%A8%D1%83%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB_%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%9C%D0%95_%D0%B8_%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8_The_Sumerian_Calendar_Ritual_MEs_and_Spring_Festivals_
- Емельянов, 2015 - Емельянов В. В. Шумерский школьный диалог «Спор
- Лета и Зимы» // Asiatica. 2015. № 9. С. 16–46.
- https://pureportal.spbu.ru/en/publications/%D1%88%D1%83%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3-%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80-%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B0-%D0%B8-%D0%B7%D0%B8%D0%BC%D1%8B
- Cohen, 1993 – Cohen M.E. The Cultic Calendars of the Ancient Near East. Bethesda, 1993.
- https://archive.org/details/TheCulticCalendarsOfTheAncientNearEast
- Landsberger 1949 — Landsberger B. Jahreszeiten im Sumerisch-Akkadischen // Journal of
- Near Eastern Studies. 1949. Vol. VIII, N 3, 4. P. 248–272, 273–297.
- https://www.journals.uchicago.edu/doi/abs/10.1086/370933
Метки: Месопотамия, В.В. Емельянов