АКИТУ ЖАТВЫ В ВАВИЛОНЕ

Дата публикации:

Согласно поздневавилонским текстам, новогодний ритуал длился первые одиннадцать дней месяца Нисанну. На 4-й день ритуала верховный жрец храма Эсагила читает статуе Мардука эпос “Когда вверху…” В это же время из города Борсиппа в направлении к своему храму Эзида начинает двигаться статуя сына Мардука бога Набу, желающего принять участие в празднике. На 5-й день жрецы-экзорцисты освящают храмы Мардука и Набу, в жертву приносится овца. Царь становится на колени перед верховным жрецом, отдает ему свои инсигнии и клянется именем Мардука, что ни в чем не согрешил против Вавилона. Верховный жрец бьет царя по щеке и дергает его за уши. Если после этого царь проливает слезы – это хороший знак: Мардук поверил его клятве и оставляет на троне. Если же слез нет, то Мардук вправе свергнуть царя. Приехавший Набу останавливается в своем храме Эзида. Текст ритуалов шестого и седьмого дня разбит. На 8-й день боги собираются в месте определения судеб – Убшукинне, где происходит возвышение Мардука и дарование ему полномочий царя богов. Затем процессия богов направляется к дому-акиту за пределами города, где на некоторое время (примерно на двое суток) останавливается Мардук. На 11-й день ритуала Мардук торжественно возвращается в Вавилон и в сопровождении своего сына Набу восседает в Убшукинне, определяя судьбы города и царя. Перемещаясь по пространству Убшукинны, Мардук все время меняет имена. Затем отец и сын расходятся по своим домам: Набу отправляется в Борсиппу, а Мардук отправляется к своей супруге Царпанитум для совершения священного брака. Ритуал заканчивается преподнесением свадебных даров (Thureau-Dangin, 1921, 127-154; Cohen, 1993; 438-440; Maul, 1998,159-197; Емельянов, 2003, 278-286).

В настоящее время можно понять, что Набу был богом-покровителем царя и подтверждал его легитимность, жрец-шешгаллу временно унижал царя и требовал с него отчета за его деятельность в течение прошлого года, а Мардук олицетворял собой божественный порядок, заключенный в судьбах царя и страны. Само же трехдневное пребывание Мардука в акиту означало подготовку к новой легитимации Мардука как именователя и создателя всего сущего. Если 8-го Мардук становился главой богов, признавших его победителем Тиамат, то 11-го он был уже демиургом нового пространства-времени, воплощающим в себе функции и достижения всех остальных богов.

Литература:

  • Емельянов В.В. Ритуал в древней Месопотамии. СПб.: Петербургское востоковедение, 2003.
  • Cohen, M.E. The Cultic Calendars of the Ancient Near East. Bethesda, MD: CDL Press, 1993.
  • Maul S.M. Marduk, Nabu und der assyrische Enlil. Die Geschichte eines sumerisches Šu'ilas // Festschrift fűr Rykle Borger. Groningen, 1998
  • Thureau-Dangin F. Rituels Accadiens. Paris, 1921.

Метки: Месопотамия, В.В. Емельянов