В центре комплекса зимне-весенних праздников выделяется праздник Холи. Он приходится на последний месяц года – пхалгун. Это зима, самое темное и самое холодное время года. Но это и время ожидания весны и скорого нового года. Как замечает Н.Г.Краснодембская, «он символизирует конец холодного сезона и приближение весны»(Краснодембская 2005: 110). Праздник Холи отмечается в полнолуние, поэтому часто называется Холи пурнима. В первый день праздника в центре деревни или городского района складывается гора хвороста, поверх которой помещается чучело Холики – демонического существа, вероятно, символизирующего зиму и напоминающую Масленицу, в честь которой назван похожий славянский праздник.
Согласно легенде, демоница Холика была сестрой царя демонов (асуров) Хираньякашипу, который с ее помощью хотел наказать своего сына Прахлада за верность культу Вишну. Холика, обладавшая способностью выходить живой из огня, приготовила костер, на котором хотела сжечь непокорного Прахлада. Благодаря вмешательству бога Вишну, на костре сгорела сама Холика, которой не помогла ранее данная ей защита от огня. Прахлад же спасся. Хотя, таким образом, праздник привязывается к культу Вишну, он отмечается не только вишнуитами, но и шиваитами. Да и вообще, праздник воспринимается как праздник предчуствия прихода весны и окончания долгого холодного сезона.
Следующий после Холи день – Духенди – время применения защитной магии. Золой от прогоревшего костра дети мажут друг друга, знакомых, родственников, друзей, а также прохожих. Всех встречных посыпают цветным порошком (гулал), поливают подкрашенной или простой водой. Чаще всего используется порошок красного цвета, связанный, по мнению Н.Р.Гусевой с культом плодородия (Гусева 1989: 160), а также с солярным культом (Гусева 1985; 104).
Холи особенно пышно празднуется в области Брадж (округи Матхура и Агра штата Уттар-Прадеш), но вообще это обще-индийский и общенародный праздник. Он отмечается всеми группами населения вне зависимости от касты. До некоторой степени Холи мы можем считать субститутом Нового Года, своеобразной оппозицией осеннего Дивали. Как и Макара-санкранти, праздник, отмечаемый по солнечному календарю, Холи символизирует окончание холодной поры. Вскоре, с началом светлой половины чайтра начинается новый календарный год, однако как раз календарная дата первого дня Нового года - Гуди пудва уступает Холи по значимости и масштабу празднования.
Библиография:
- Гусева Н.Р. Праздники в индуизме (на примере некоторых областей Северо-Западной Индии)//Индуизм. Традиции и современность. М. 1985.
- Котин И.Ю., Успенская Е.Н. Календарные обычаи и обряды хиндустанцев // Индийские праздники: Общее и локальное в календарной обрядности / Под ред.И.Ю. Котина, С.А. Маретиной. СПб., 2005. С. 10–75.
- Краснодембская Н.Г. Праздники у маратхов // Индийские праздники: Общее и локальное в календарной обрядности / Под ред. И.Ю. Котина, С.А. Маретиной. СПб., 2005. С. 76–112.
Метки: Индия, Статьи, И.Ю. Котин, Праздники