Царский хеб-сед (Египет)

Дата публикации:

Центральное место среди царских праздников занимал хеб-сед (Hb-sd, «праздник Сед», называемый также «юбилей»). Каждый царь, всходивший на престол, рассматривался как земное воплощение бога Хора. Для обновления царской власти был установлен хеб-сед, который в идеале должен был впервые справляться на тридцатом году правления царя и затем каждые три или четыре года. Однако на практике праздник нередко отмечался намного ранее указанного срока и проходил в символической форме, так что правители ограничивались лишь изображением церемоний, в действительности не проводя их. В ходе хеб-седа царь уподоблялся богу Осирису, проходившему этапы смерти и возрождения и в конечном итоге передававшему престол своему сыну Хору.

Известно, что праздник отмечался с додинастического времени вплоть до птолемеевской эпохи. В становлении программы хеб-седа можно обозначить два периода: Раннее царство (I–II династии), время формирования государства, и Древнее царство (III–VI династии), эпоха централизации власти, экономического и культурного расцвета страны. Тогда создаются памятники, являющиеся важным источником информации о программе хеб-седа. Интерпретация изображений праздника остается предметом дискуссий в научной литературе. В особенности это касается сцен из храма Осоркона II в Бубастисе (XXII династия). В целом, в программе хеб-седа выделяются следующие эпизоды: прибытие на ладье статуй богов для участия в празднике, прибытие царя на ладье в храм для посещения святилищ богов, ритуальное очищение царя, ритуальный бег царя, церемонии заупокойного характера в закрытых святилищах, установление пилона-джед, коронация царя, выпускание четырех стрел по сторонам света.

В пирамидальном комплексе фараона Джосера (III династия) для проведения праздника был возведен комплекс построек, расположенных вокруг открытых wsxt-дворов и символически обозначавших различные дворцовые постройки, где правитель мог вечно проводить ритуалы, связанные с царским культом. В пространстве «хеб-седного» двора размещались от двадцати пяти до тридцати святилищ Юга и Севера, куда, возможно, помещали статуи богов. На стенах коридоров, расположенных под пирамидой Джосера, находятся изображения правителя, совершающего ритуальный бег во время хеб-седа. Этот обряд являлся ключевым в празднике и служил демонстрацией обновленных сил царя, его возможности обеспечить стране процветание и благополучие. Скорее всего, на самом деле бег осуществлял не сам фараон, а один из участников ритуала. Возможно также, он и вовсе не проводился, являясь изобразительной формулой, означавшей возрождение сил правителя и его власти над подданными. Как показывают хеб-седные сцены царицы Хатшепсут из Красной капеллы в Карнаке (XVIII династия), в церемонии бега мог присутствовать бык Апис, воплощавший представления египтян о плодородии, животворящей силе, которую он мог передавать царю. Этот обряд связывался с церемонией «Подношение поля», означавшей обновление живительных сил земли.

Основные события праздника проходили в пространстве открытого двора, где находился двойной павильон с хеб-седными статуями фараона, изображающие его в виде запеленатой фигуры, сидящим на троне, с венцом на голове. Статуи представляли царя как умершего правителя, завещавшего престол самому себе. В павильоне статуи располагались следующим образом: та, что представляла царя в венце Верхнего Египта, была обращена лицом к переднему лестничному проходу, а статуя с венцом Нижнего Египта – лицом к заднему. В руках они держали либо атрибуты власти – посох и плеть, – либо пальмовую ветвь, служившую знаком долгих лет правления. Перед этими статуями совершался ритуальный бег, означавший принятие царем власти от самого себя в качестве своего умершего предшественника. Вероятно, в завершение хеб-седа проходили церемонии установления пилона-джед, коронация правителя и выпускание стрел. Смысл этих церемоний заключался в утверждении власти царя, воскресшего, подобно Осирису (установление пилона-джед, символа позвоночника Осириса), и взошедшего на престол, как Хор (обряд коронации), способного управлять страной и защищать ее от врагов (обряд выпускания стрел).

Хеб-седный павильон Сенусерта III (XII династия; Каирский музей) (прорисовка Daniel O. McClellan)Хеб-седный павильон Сенусерта III (XII династия; Каирский музей)(прорисовка Daniel O. McClellan)

Библиография

  • Матье М.Э. Хеб-сед (из истории древнеегипетской религии) // ВДИ. 1956. № 3. С. 7–28.
  • Barta W. Die Sedfest-Darstellung Osorkons II. im Tempel von Bubastis // SAK. 1978. Bd. 6. S. 25–42.
  • Bonhême M.-A. , Forgeau A. Pharaon: les secrets du pouvoir. P., 1988.
  • Hornung E., Staehelin E. Neue Studien zum Sedfest (Aegyptiaca Helvetica, 20). Basel, 2006.
  • Uphill E. The Egyptian Sed-festival Rites // JNES. 1965. Vol. 24. P. 365–383.

Метки: Египет, Статьи, Праздники