Как и во многих других культурах древнего мира, в Египте все дни календарного года делились на хорошие и плохие, или частично хорошие и частично плохие (далее – «смешанные»). Календари с указаниями этих дней восходят к эпохе Нового царства. Их появление связано с верой в то, что события, описанные в египетских мифах, могут влиять на повседневную жизнь людей. Особое значение придавалось солярным мифам, где выделялись ежедневные циклы (ночь-день) и годовые (сильный-слабый). Учитывался и период разлива Нила, который соотносился с первозданными водами Нуна. Отдельно можно отметить сюжеты битв или примирения богов.
В календарях «счастливые» дни обозначались знаком (nfr), а «несчастливые» – знаками (Dw), (aXA) или (aXa). Если первые всегда писались черными чернилами, то вторые – красными. Целиком хороший день передавался знаками , целиком плохой – , «cмешанный» – . День, на две трети состоявший из хороших событий и на треть (вечер) – плохих, указывался как . Если, скажем, утро считалось благоприятным, а полдень и вечер – неблагоприятными, то писалось , и т.д.
Примечательно, что все 5 дополнительных дней года (hryw rnpt), как переходные от одного года к другому, считались «плохими», полными опасностей. В эти дни полагалось прочитывать особые заговоры и не совершать никаких работ. Из 365 дней в году менее половины (около 175) были «плохими». В календарных списках рядом с датой давалось указание насчет поступков, которые следовало или не следовало совершать. Например, «день 4 – плохой день; не совершай подношения своему богу сегодня», или «день 11 – плохой день; не надо ходить к своему врагу в этот день. Это день суда между Хором и Сетом», или «день 25 – хороший; сегодня следует совершать подношения Солнцу и Луне» (Bács 1990, 54–55).
Первый день каждого месяца, как правило, считался целиком хорошим. «Счастливые» дни приносили с собой радость, успех в предприятиях, предвещали добрую судьбу детям, рожденным в такие дни. Тогда предписывалось проводить праздники и делать подношения богам. «Плохие» дни предвещали проблемы, связанные с работой и здоровьем. Кроме того, дети, рожденные в эти дни, считались нехорошими и подверженными разным смертельным болезням. В «плохие» дни давались, скажем, запреты выходить на дорогу, встречаться с теми или иными людьми, есть определенное блюдо, например, рыбу на I Axt 22 (время, связанное с превращением богов в рыбы, согласно мифу об Истреблении людей).
Библиография
- Bács T. Two Calendars of Lucky and Unlucky Days // Studien zur Altägyptischen Kultur. 1990. Bd. 17. P. 41-64
- Dawson W.R. Some Observations on the Egyptian Calendars of Lucky and Unlucky Days // The Journal of Egyptian Archaeology. 1926. Vol. 12, No. 3/4. P. 260–264.
- Porceddu S., Jetsu L. et al. Evidence of Periodicity in Ancient Egyptian Calendars of Lucky and Unlucky Days // Cambridge Archaeological Journal. October 2008. P. 327–339.
Источники
Издание | |
Папирус Cairo 86637 | Bakir A. el-M. The Cairo calendar no. 86637. Cairo, 1966. |
Папирус Sallier IV |
Chabas F. Le calendrier des jours fastes et néfastes de l'année égyptienne: Traduction complète du papyrus Sallier IV. Maisonneuve, 1890; Leitz С. Tagewählerei: das Buch h3t nhh ph.wy dt und verwandte Texte. Wiesbaden, 1994. Tf. 55–79.
Фото календаря на сайте Британского музея: |
Папирус BM 10474 |
Budge E.A.W. Hieratic Papyri of the British Museum, I–II. L., 1922–1923. Pls. 31–32
Факсимиле папируса на сайте Британского музея: |
Метки: Египет, Статьи, Единицы времени