Окказиональные месяцы
На самом раннем этапе развития календаря в г. Лагаше (XXIV в.) месяцы могли быть как постоянными, так и окказиональными. Окказиональные месяцы упоминаются в корпусе текстов из храма богини Бау только по одному разу. На 6-м году правления Урукагины (это около 2313 г.) произошло яркое событие, давшее название месяцу iti mul UD saĝ e-ta-RU-a-a (Nik 1, 2: rev. VII 10). По знакам это будет "месяц-звезда-свет-голова упала". По-видимому, в это время на землю упало небесное тело. Тогда же лагашиты стали современниками военного события: iti-lu2-Unugki-ga-3-kam-ma-ĝin-na "месяц, когда человек Урука пришел в третий раз" (Nik 1, 227: obv. I 4-5-rev. I 1). Человек Урука это соперник Лагаша - царь Уммы Лугальзаггеси, который очень гордился, что подчинил себе Урук.
В эпоху предыдущего правителя Лугаланды известны следующие окказиональные месяцы: iti-udu-dNin-ĝir2-su-ka-ka si-bi dub2-ba "месяц, когда бараны Нингирсу рогами своими сшиблись" (Nik 1, 162: rev. I 2-3); iti-ud5-de3-gu3-ra-a "месяц, когда коза кричала" (Nik 1, 226: obv. I 3).
Источники:
- iti mul UD sag e-ta-RU-a-a https://cdli.ucla.edu/search/archival_view.php?ObjectID=P221709
- iti-udu-dNin-gir2-su-ka-ka si-bi dub2-ba https://cdli.ucla.edu/search/archival_view.php?ObjectID=P221931
- iti-lu2-Unugki-ga-3-kam-ma-gin-na https://cdli.ucla.edu/search/archival_view.php?ObjectID=P221996
- iti-ud5-de3-gu3-ra-a https://cdli.ucla.edu/search/archival_view.php?ObjectID=P221995
Постоянные месяцы
Постоянный календарь г. Лагаша связан с тремя внешними маркерами: циклом воспроизводства ячменя, циклом воспроизводства храмового скота (прежде всего, быков и овец), и производством пива. Но помимо этих трех циклов, есть также месяцы, посвященные отдельным божествам, их почитанию и обрядам их священного брака. И теперь давайте обратимся к текстам того же Лагаша уже в аккадский период. Месяцы календаря идут в следующем порядке:
- Buru14-mašx (март-апрель) “доля урожая”
- gu4-ra2-IZI-mu2-mu2 “поджигание быка”
- ezem Li9-si4 “праздник Лисин”
- šu-numun “сев (раннего) ячменя”
- ezem-munu4-gu7 “праздник поедания солода”
- ur (лев или собака)
- ezem-dBa-U2 “праздник богини Бау”
- mu-šu-du8 “держание года”
- mes-en-DU-še-a-nu2 “Месанду[1] залег в ячмене”
- amar-a-a-si “телята наполняются семенем”
- še-kin-a “жатва ячменя”
- ezem-še-il2-la “поднесение ячменя (баранам во имя Нанше)”
(Cohen, 1993, 65-67)
В эпоху III династии Ура происходят изменения: на месте непонятного уже для самих шумеров месяца ur оказывается месяц праздника Думузи, а в канун осеннего равноденствия начинается праздник царя-бога Шульги (ок. 2093-ок.2046 гг.).
Ur III
vi. ezem dDumu-zi “праздник Думузи”
vii. iti dŠul-gi “месяц Шульги”
(Cohen, 1993, 69)
Получается, что в календаре Лагаша эпохи III династии Ура нужно различать:
а) 4 месяца жертвоприношений, связанных с получением новых продуктов (ячменя и приплода);
б) 3 месяца почитания богов;
в) 1 месяц почитания царя-бога;
г) 2 месяца, названных в честь полевых работ;
д) 1 месяц, связанный с потенцией скота;
е) 1 непонятный месяц.
Известные нам данные можно прокомментировать следующим образом. 1 месяц лагашского календаря называется “доля урожая (в ячмене и пиве)”. Это принесение растительных жертв двум главным богам Лагаша - Нингирсу (бог-покровитель земледелия и бог воинов, оборонявших город) и Нанше (она считалась покровительницей рыбаков и бедных людей, а кроме того – толковательницей снов). В марте-апреле им приносят растительную жертву. Далее идет второй месяц, когда приносят животную жертву, потому что это время всесожжения быка. Описание этого ритуала дошло до нас только от эпохи Селевкидов. В табличке о праздновании весеннего Нового года в Вавилоне сказано: “…на закате солнца жрец-шешгаллу сорок тростников вместе связывает (по три локтя длиной каждый, неразрезанный, неразорванный, прямой) и пальмовую ветвь в качестве веревки использует. На Священном Дворе яма вырывается, и в нее эту связку он кладет. (Туда же) мед, сливки, первосортное масло он кладет… Белого быка перед ямой … он. Царь (все это) горящим тростником поджигает. Царь [и жрец-шешгаллу] такую молитву произносят: О Бык! Сияющий свет, освещающий тьму!…” (Linssen, 2004, 223, 232). Третий месяц – май-июнь, когда проводится очень интересный ритуал: богиня Лисин оплакивает своего утонувшего сына. До нас дошли литературные тексты на эту тему. Мы знаем, что сына Лисин унесло половодье (Kramer, 1982, 133-144). Для чего этот ритуал оплакивания? Оплакивается то ячменное зерно, часть которого попала в половодье и утонула, и которое никак уже не может быть восстановлено с целью молотьбы и для извлечения колосьев. Четвёртый месяц посвящен севу раннего ячменя. Следующий месяц это месяц поедания солода, когда начинает приготавливаться пиво. Это июль-август. И далее осенью начинаются праздники в честь почитаемых богов, самым важным из которых был праздник священного брака Нингирсу и его супруги богини Бау. Праздник священного брака был необходим для поддержания мирового порядка, т.е. для воспроизводства зерна и скота. Последние месяцы года в Лагаше названы в честь быков, которые зимой наливаются семенем, в честь жатвы, и заканчивается год принесением только что сжатого ячменя в кормление баранам. Полное название 12-го месяца известно нам из старошумерских текстов, где он называется iti-udu-še3-še-a-il2-la-dNanše “месяц принесения баранам ячменя (и) воды (для) Нанше” (Cohen, 1993, 63). В эпоху III династии Ура (XXI в.) в календаре Лагаша происходят очень важные изменения, связанные с обожествлением царей Ура. Первым царем-богом Ура был Шульги, и в его честь называют седьмой месяц (то есть, месяц нового года жатвы) и звезду.
Литература:
- [Nik 1] - Никольский М.В. Документы хозяйственной отчетности древнейшей эпохи Халдеи из собрания Н.П. Лихачева. М.: б.и., 1908.
- Cohen, M.E. The Cultic Calendars of the Ancient Near East. Bethesda, MD: CDL Press, 1993.
- Kramer S.N. Lisin, the Weeping Goddess: A New Sumerian Lament. // Zikir Sumim: Assyriological Studies Presented to F R. Kraus, eds. G. van Driel, Th. J. H. Krispun, M. Stol, and K. R. Veenhof. Leiden: E. J. Brill, 1982. P. 133-144.
- Linssen, M. J. H. The Cults of Uruk and Babylon. The Temple Ritual Texts as Evidence for Hellenistic Cult Practices. Leiden-Boston, Brill-Styx, 2004.
[1] Месанду – условное чтение имени божества, которое почиталось в Лагаше в старошумерское время и было связано с миром мертвых.
Метки: Месопотамия, В.В. Емельянов