Источниками по изучению праздников позднего додинастического и Раннединастического (I–II династии) периодов служат изображения и надписи на ярлыках, палетках, булавах, печатях, каменных сосудах, памятники архитектуры, анналы. Основные культовые центры располагались в Буто, Саисе, Иераконполе, Абидосе. Записи I и II династий на Палермском камне отмечают различные праздники в честь богов и царя. Среди них выделяются праздники Хора, Мина, Сокара, Анубиса, «Воссияние (появление) царя», хеб-сед, праздники побед. Известно, что ключевым обрядом праздника коронации являлись ритуалы «Объединения Обеих Земель» и «Обход стен». Праздник «Воссияние царя» (xat-bity), скорее всего, не был связан с коронацией и проводился в разные годы правления царя с целью утвердить его власть на покоренных территориях. По мнению Н. Милле, этот праздник представлен в рельефах булавы Нармера (I династия) и ярлыка Дена (I династия). Программа праздника перекликалась с хеб-седом, однако имела существенное отличие от второго – в церемониях использовался одиночный павильон (а не двойной, как в хеб-седе), где восседал на троне правитель или устанавливалась его статуя (Millet 1990, 56).
Как показывают сцены ярлыка царя Хор-аха, найденном в Абидосе, и ярлыка его преемника царя Джера, обнаруженном в мастабе 3035 в Саккаре, в период I династии во время определенных празднеств совершались человеческие жертвоприношения. В обоих случаях этот ритуал имел отношение к заупокойному царскому культу, о чем говорят изображения штандарта бога Хора (на ярлыке Хор-аха), знаков сереха (дворца), а также фетиша Анубиса (на ярлыке Хор-аха) и мумиеобразной фигуры (на ярлыке Джера).
Ярлык Хор-аха из Абидоса | Ярлык Джера из Саккары (по: Morris 2007:31) |
Важную роль в рассматриваемые периоды играли земледельческие праздники. Один из них, видимо, представлен в рельефах булавы царя «Скорпиона» (0 или I династия), где правитель показан стоящим на берегу канала с мотыгой в руках. Вероятно, эта церемония входила в состав праздника, упомянутого на Палермском камне как «Открытие озера…; Убиение бегемота» (стк. 3, х+8). Сцена убиения царем бегемота встречается в нескольких памятниках додинастического и Раннединастического периодов (например, на печати царя Дена из Абидоса). В период Древнего царства она станет излюбленным мотивом рельефов частных гробниц. Поскольку бегемот ассоциировался с силами зла, названный ритуал означал уничтожение хаоса и восстановление маат, мирового порядка, который поддерживал правитель.
Библиография
- Эмери У. Архаический Египет / пер. с англ. Н.Н. Каменской и А.С. Четверухина. СПб., 2001.
- Millet N.B. The Narmer Macehead and Related Objects // The Narmer Macehead and Related ObjectsJournal of the American Research Center in Egypt Vol. 27 (1990), pp. 53-59 (7 pages)
. 1990. Vol. 27. P. 53–59. - Morris E. F. Sacrifice for State: First Dynasty Royal Funerals and the Rites at Macramallah’s Rectangle // Performing Death: Social Analyses of funerary Traditions in the Ancient Near East and Mediterranean / Ed. N. Laneri. Chicago, 2007. P. 15–38.
- Serrrano A.J. Royal Festivals in the Late Predynastic Period and the First Dynasty. Oxford, 2002.
- Wilkinson T.A.H. Early Dynastic Egypt. N.-Y.; L., 1999.