Калавада - древнеиндийское мифо-поэтическое учение, считавшее персонифицированное время (кала) высшей силой, управляющей миром. Я.В.Васильков называет калаваду до-индуистским героико-эпическим учением о всесилии Времени (Рока). Времени, как важному космогоническому фактору, посвящены два гимна «Атхарваведы» (XIX, 53, 54). В древне-индийской традиции время описывается в виде Колеса Времени (калачакра). Очень древнее архаическое представление о времени, как о величайшей силе, вероятно, было известно в Индии с древнейших времен. Позднее, по мысли Я.В.Василькова, «архаическое представление о круговороте времени как о благом явлении, залоге вечного возвращения души в мир живых сменяется затем в проникнутом пессимизмом и фатализмом мировоззрении эпоса на концепцию К. как всепожирающего божества всеобщей неизбежной гибели» (Васильков 1996: 222). По мнению Я.В.Василькова, «ее идеи изгоняются из речей идеальных героев, но вкладываются в уста асуров, а также героев положительных, но далеких от идеала» (Васильков 2010: 269). Калавада была все еще распространена в Индии в эпическую эпоху, нашла отражение в древнеиндийском эпосе. Калавада упоминается в ряде книг «Махабхараты» («Адипарва», «Дронапарва», «Шантипарва», «Маусалапарва»). Калавада упоминается также во многих древних и средневековых буддийских и джайнских текстах. В эпосе Калавада отождествляла время с Богом, что нашло отражение в шиваизме, ведь одно из имён Шивы — Махакала (великое Время), а одно из имён супруги Шивы — Кали (позднее, интерпретируемая как «Черная», но изначально, вероятно, - жена Калы (Бога Времени) ). В то же время Я.В.Васильков видит отражение учения калавады и в образе Кришны (аватара бога Вишну), приявшего в себе весь мир, и представшего так перед глазами Арджуны прежде, чем произнести откровение, известное как «Бхагавадгита» и вошедшее в состав «Махабхараты». Я.В.Васильков отмечает влияние калавады на целый ряд памятников древнеиндийской письменности. (Vassilkov 1999-17-33). Фатализм калавады, вероятно, сказался на потере ее влияния на умы индуистов, но нашел интерес у буддистов и джайнов. В цельное религиозное и философское движение калавада не оформилась.
По мнению Я.В.Василькова, нашедшее в «Атхарваведе» архаическое представление о времени, как отце всего и сыне всего» получило развитие в «Махабхарате», легендарный создатель которой мудрец Вьяса назван «калавадином», знатоком калавады, а создателем учения назван там мудрец Яджнявалкья (Vassilkov 1999: 18). Я.В.Васильков высказывает также предположение, что именно с традицией калавада связана традиция деления времени на большие периоды времени – юги и кальпы (Vassilkov 1999: 18).
Библиография:
- Альбедиль М. Ф. Протоиндийское «колесо времени» // Календарь в культуре народов мира. М.. 1993. С. 70–101.
- Васильков Я.В. 12-летний цикл в древней Индии. // Сообщение об исследовании протоиндийских текстов. М., 1972. С.313-336.
- Васильков Я.В. Калавада//Словарь Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. М.: Республика, 1996. С. 221-222.
- Васильков Я.В. Миф, ритуал и история в «Махабхарате». Санкт-Петербург: Европейский Дом. 2010. 397 с.
- Денисов Ю. В. Представления о времени в философии Бхартрихари (на материале «Главы о времени», карики 1-15 // История философии. Вып. 7. М.: ИФ РАН, 2000.
- Лысенко В.Г. Философия пространства и времени в Индии: школа вайшешика. – В кн.: Рационалистическая традиция и современность. Индия. М, 1988, с. 75–102.
- Vassilkov Ya.V. Kalavada (the doctrine of Cyclical Time) in the Mahabharata and the concept of Heroic Didactics. // Composing a Tradition: Concepts, Techniques and Relationships. Zagreb, 1999. P.17-33.
Метки: Индия, Статьи, И.Ю. Котин