Зороастрийский календарь

Дата публикации:

Бытование зороастрийского календаря связано с младоавестийской традицией – его реалии зафиксированы в тех частях Авесты – собрания священных зороастрийских текстов, которые объединяются в корпус так называемой Младшей Авесты и записаны, соответственно, на младоавестийском языке (отличающемся от языка Гат древнеиранского пророка Заратуштры). Зороастрийский календарь, несмотря на именование по основателю религии, является, очевидно, результатом более позднего, по сравнению с предполагаемой деятельностью Заратуштры, периодом развития зороастризма. Так, в нем упомянуты божества, давшие названия месяцам, которые не связаны с идеологией Гат, и даже более того, противоречат ей (Митра, Тиштрия). Еще в большей степени постзаратуштровский мир отражен в списке дней месяца – в нем зороастрийский пантеон представлен в систематизированном виде. Ни в перечне месяцев года, ни в перечне дней месяца не упомянуто одно из важнейших зороастрийских божеств – Ардвисура-Анахита (возможно, ей посвящен месяц Воды).

У. Хартнер отмечал, что с того момента, как Ж. Ж. Скалигер, основываясь на скудных познаниях своего времени, заявил в своем труде De Emendatione Temporum (1583), что младоавестийский календарь был заимстваван напрямую или опосредованно из Египетского календаря, его точка зрения, за редким исключением (Э. Бикерман и М. Бойс) , разделялась всеми последующими исследователями (Hartner 1985, 756). Тем не менее, А. Панаино, комментируя частный вопрос календарный системы (роль Тиштрии, звезды Сириус), высказывался не столь категорично, отмечая, что культ звезды Сириус был популярен как в Месопотамии, так и в Египте. В обеих культурах он был тесно связан с календарем, праздниками плодородия (цикл Адониса-Таммуза) и астрологическими спекуляциями (Panaino 1995, 49-51).  При этом почитание Тиштрии-Сириуса имело и свои индоиранские корни (Panaino 1995, 52).

М. Бойс была склонна удревлять зороастрийский календарь и видеть в нем исконно иранский продукт. Так, в одной из основополагающих работ по календарю она писала: «Во времена Зороастра его народ, как представляется, пользовался календарем 360-ти дней, разделенным на 12 месяцев по 30 дней каждый с возможным тринадцатым месяцем, добавлявшимся примерно раз в шесть лет для того, чтобы сохранялось соответствие с сезонами. В течение младоавестийского периода была создана специфическая зороастрийская форма календаря с посвящением каждого из тридцати дней определенному йазата [«божеству»]...» (Boyce 1999). Учитывая, что Бойс датировала время Заратуштры между 1500 и 1200 вв. до Р.Х. (см. Boyce 1982, 1-3; De Blois 2008, 14) и определяла общество, в котором он жил, как пастушеское – народ Заратуштры, по ее мнению, населял степи до начала времени великих миграций на юг, в сторону территории современного Ирана (Boyce 1982, 3), – исследовательница видела древнеиранский календарь собственно иранским изобретением. Позиция Бойс, определявшей этот календарь как солярный, подвергалась справедливой критике (Hartner 1985, 757 n.3).

Более современные исследования подтверждают, что древнеиранские календари – как древнеперсидский, так и младоавестийский зороастрийский – были луно-солярными (Panaino 1990). При этом в зороастрийской богословской литературе, в основном среднеперсидской, имеются свидетельства использования элементов лунного календаря (Harmer 1985, 778-79; Panaino 1990), что, возможно, не противоречит его общему лунно-солярному характеру.

Зороастрийский календарный год состоял из 12 месяцев по 30 дней каждый. Собственно авестийские тексты сохранили только 7 названий месяцев, остальные были восстановлены по среднеперсидским источникам. Правдоподобность реконструкции авестийского календаря по более поздним источникам неоднократно подчеркивалась исследователями, отмечавшими, что последние указывают правильную грамматическую форму (родительный падеж, единственное число) для авестийских наименований, повторяющую авестийский образец (Panaino 1990). В сущности, в Иране этот календарь продолжает свое бытование и в наши дни. Его авестийские, среднеперсидские и новоперсидские названия месяцев следующие:

1. frawašinąm / frawardīn / farvardin – месяц, посвященный душам умерших праведников

2. ašahe wahištahe / ardwahišt / ordībehešt – месяц,  посвященный Лучшей Истине (Амеша Спента)

3. haurwatātō / xordād / xordād – месяц,  посвященный Целостности (Амеша Спента)

4. tištryehe / tīr / tīr – месяц,  посвященный Тиштрии (звезда Сириус)

5. amərətatātō / amordād / mordād – месяц,  посвященный Бессмертию (Амеша Спента)

6. xšaθrahe wairyehe / šahrewar / šahrīwar – месяц,  посвященный Избранной власти (Амеша Спента)

7. miθrahe / mihr / mehr – месяц,  посвященный Митре

8. āpąm waŋuhīnąm / ābān / ābān – месяц,  посвященный Водам

9. āθrō / ādur / āzar – месяц,  посвященный Огню

10. daθušō / day / dey – месяц,  посвященный Создателю (Ахура-Мазда)

11. waŋhəˉuš manaŋō / wahman / bahman – месяц,  посвященный Благой Мысли (Амеша Спента)

12. spəntayå ārmatōiš / spandārmad / esfand – месяц,  посвященный Святому Благочестию (Амеша Спента)

Перечень месяцев показывает нам, что все они были посвящены зороастрийским божествам: Верховному богу Ахура-Мазде (10), священным сущностям Амеша Спента («Бессмертные святые») (2, 3, 5, 6, 11, 12), а также двум важным божествам – Тиштрии (Сириусу) и Митре.

Очевидно, что список из 12 наименований не мог охватить весь пантеон зороастрийских богов. Тем более интересен выбор, который фиксирует календарь. Главное божество пантеона, Ахура-Мазда, не назван по имени, а лишь иносказательно, «создатель». Ему принадлежит месяц во второй половине списка между божеством Огня и одним из Амеша Спент. Сами Амеша Спенты не перечислены по порядку, что нетипично для Младшей Авесты. Если в Гатах Заратуштры, где впервые появляются упоминания этих божественных сущностей, последовательность их упоминаний не является строгой, то в Младшей Авесте они составляют строгий список, элементы которого никогда не меняют своих мест. Поэтому, если бы фиксаторы или создатели зороастрийского календаря следовали обычной для этого памятника логике, руководствуясь принятому в зороастрийской богословской и жреческой традиции порядку, они начали бы месяц с Ахура-Мазды и поместили бы после него Амеша Спент в такой последовательности, в какой это было сделано для дней месяца.

Следовательно, логика перечисления месяцев была иной. Если согласиться с предположением о том, что в древности зороастрийский календарный год начинался так же, как и в последующие эпохи (за исключением тех периодов, когда из-за неверных или несвоевременных интеркаляций рассчеты сбивались) – в день весеннего равноденствия, и был связан,  с одной стороны, с культом предков, а с другой – с празднованием воскресающей после зимнего периода природой, то месяц  frawašinąm / frawardīn оказывается на стыке зимы и весны. Так полагает большинство исследователей, обращавшихся к теме календаря, об этом свидетельствует и традиция, многократно зафиксированная и сохранившаяся в Иране до сих пор. Иранский Новый год, Ноуруз (новоперс. «новый день» < «новый свет») и сегодня отмечается в день весеннего равноденствия. Вместе с тем следует сказать, что в дошедшей до нас Авесте Новый год не упоминается.

Следующим важнейшим моментом зороастрийского календарного года является месяц, посвященный Тиштрии. Это божество звезды Сириус, восходившей на небо между 19 и 21 июля после 70-дневного отсутствия. Появление Сириуса на небе знаменовало важный период: в Египте он совпадал с началом разлива Нила (месяц Тота), в Месопотамии (месяц Думузи-Таммуза) также ассоциировался с водами, плодородием, в обеих традициях маркируя начало Нового года (Panaino 1995, 50-51). Таким образом, месяц Тиштрии отсылает нас к передневосточным реалиям, и идеям, заимствованным, вероятно, иранцами вместе с самим луносолярным календарем из Египта или Месопотамии. В день, посвященный Тиштрии, месяца, посвященного Тиштрии, праздновался праздник этого божества – Тираган ( от поздней формы имени божества Тир, среднеперс. tīr: tīragān < *tīrikāna,  см.  (Boyce 1982, 35); сохранилось только среднеперсидское название).

Еще одной значимой точкой календаря является день, посвященный Митре в месяце, посвященном Митре, – праздник Мехраган (от поздней формы имени божества Митра, среднеперс. mehr : mehrāgan < *mithrakāna, см.  (Boyce 1982, 34); сохранилось только среднеперсидское название). Он соотносится с днем осеннего равноденствия (об этом сообщает Бируни; современная этнографическая практика также указывает на этот день), подчеркивая связь Митры с солнцем, одновременно являясь (как и празднование весеннего равноденствия) свидетельством существования солнечного варианта календаря. Фердоуси называл весеннее равноденствие (Ноуруз, отмечавшийся 1 фарвардина) и осеннее равноденствие (Мехраган, отмечавшийся 1 Мехра) днями, находящимися в абсолютной симметрии один к другому (Cristoforetti 2000). C. Кристофоретти полагает, что, помимо связи с солнцем, сама идея равноденствия соотносится с Митрой из-за заложенного в ней значения справедливости и устойчивости Вместе с тем она отмечает, что вся информация, которой мы владеем относительно Мехрагана в древности, дают нам неиранские источники (Cristoforetti 2000). Из-за несовершенства зороастрийского календаря, при неприменении своевременных интеркаляций, годовой цикл месяцев и праздников сдвигался, и праздники могли приходиться на самые различные периоды. При этом авторы, писавшие о праздновании зороастрийцами весеннего и осеннего равноденствия отмечали, что в календарном цикле они могли меняться местами.

Следы лунного календаря также сохранились в авестийских текстах и среднеперсидских зороастрийских сочинениях: в Денкарде содержится описание лунного календаря, использовавшегося зороастрйцами (Panaino 1990).

Празднования двух других событий астрономического года, летнего и зимнего солнцестояния, в источниках не зафиксированы надежно. В настоящее время летнее солнцестояние приходится на один из гахамбаров, сезонных праздников – он называется Маидйойшам (авест. maiδyōi.šam) – середина лета, а зимнее солнцестояние на праздник Саде, отмечаемый за 100 дней до Ноуруза.

Таким образом, рассматривая зороастрийский календарь, мы можем выделить несколько праздничных циклов, связанных с различными явлениями и, возможно, с разными культурными традициями. Так, в перечне месяцев зороастрийского года мы находим  формальное выделение фравашей, Ахура-Мазды, Амеша Спент, Тиштрии, Митры, стихий (вода, огонь). При этом посвященный душам праведников  месяц  frawašinąm / frawardīn, открывающий год, и месяц Митры вероятно, были связаны с солнечным годом. Месяц Тиштрии, скорее всего, был обязан своим существованием передневосточному влиянию, – хотя, приняв это предположение трудно объяснить его наличие в восточноиранском собрании текстов. Очевидно, какое-то значение имеет расстановка Амеша Спент в «неправильном» порядке. Среди посвященных им месяцев можно, например, указать на последний, посвященный Святому Благочестию, Спента Армайти (spəntayå ārmatōiš). Это божество прочно ассоциировалось с землей, и в Младшей Авесте выступало синонимом Земли. Можно предположить, что зимний месяц, посвященный земле, был связан и с тем, что в ней находилось – умершая на время природа и пр.

У других Амеша Спент тоже были свои символические значения: Благая мысль покровительствовал скоту, Лучшая Истина – огню, Избранная власть – металлам, Святое Благочестие – земле, Целостность – воде, Бессмертие – растениям. Таким образом, воде и огню было посвящено по два месяца.

Кроме того, необходимо отметить совпадения в зороастрийском младоавестийском календаре и древнеперсидском календаря. Оба они строились по одному принципу, повторяя египетско-месопотамскую схему – луносолярный календарь, состоявший из 12 месяцев по 30 дней каждый. Если вторичная природа древнеперсидского календаря по отношению к передневосточным легко объяснима, то не вполне ясно, как и когда эта схема развивалась на восточноиранской почве. Тем не менее, сопоставление двух календарей указывает на некоторые совпадения, вероятно, неслучайные. Например, 7 месяц (сентябрь-октябрь) древнеперсидского календаря посвящен неназванному богу (bāgayādiš ), предположительно, Митре, – как и 7 месяц авестийского зороастрийского календаря (miθrahe); 9 месяц (ноябрь-декабрь) древнеперсидского календаря посвящен почитанию огня (āçiyādiya),  – как и 9 месяц авестийского зороастрийского календаря (āθrō) (Лившиц 1975, 324).

Совсем друая ситуация вырисовывается при обращении к списку дней месяца. В относительно позднем авестийском тексте Сих-розаг (его название сохранилось только на среднеперсидском языке и означает «относящийся к тридцати дням») последовательно излагается строение тридцатидневного зороастрийского месяца.  Амеша Спенты, перечисленные в привычном для Младшей Авесты порядке, занимают, будучи возглавляемыми верховным божеством Ахура-Маздой, первые семь дней месяца. Далее, в соответствие с днями месяца, следует список божеств и священных материй (огня, воды, неба, земли). Зороастрийские богословы, авторы календарного текста Сих-розаг, стремились охватить круг почитаемых сущностей и божеств как можно более полно. При этом последовательность перечисления божеств указывает на некоторую склонность к классификации, столь свойственную зороастрийским текстам. Так, подряд идут дни, связанные  с небесными телами – день Солнца, день Луны, день Тиштрии (Сириуса). Подряд идут дни, посвященные божествам, вершащим суд над душами умерших – день Митры, день Сраоши, день Рашну. Подряд идут дни Неба и Земли. То есть календарный месяц как таковой, вероятно, никак не связанный с природными явлениями, был распределен по дням с чисто зороастрийской логикой. Перечень дней, входящих в зороастрийский месяц, в большой степени охватывает зороастрийский пантеон:

1. ahurahe mazdå / ohrmazd / (h)ormazd – день, посвященный Ахура-Мазде

2. waŋhəˉuš manaŋō / wahman / bahman – день, посвященный Благой Мысли (Амеша Спента)

3. ašahe wahištahe / ardwahišt / ordībehešt – день, посвященный Лучшей Истине (Амеша Спента)

4. xšaθrahe wairyehe / šahrewar / šahrīvar – день, посвященный Избранной власти (Амеша Спента)

5. spəntayå ārmatōiš / spandārmad / esfand – день, посвященный Святому Благочестию (Амеша Спента)

6. haurwatātō / xordād / xordād – день, посвященный Целостности (Амеша Спента)

7. amərətatātō / amordād / mordād – день,  посвященный Бессмертию (Амеша Спента)

8. daθušō / day-pad-ādur / dey-be-āδar – день, посвященный Огню при Создателе

9. āθrō / ādur / āzar – день,  посвященный Огню

10. āpąm waŋuhīnąm / ābān / ābān – день,  посвященный Водам

11. hwarəxšaētahe / xwar / xoršid – день, посвященный Солнцу

12. måŋhahe / māh / māh – день, посвященный Луне

13. tištryehe / tīr / tīr – день,  посвященный Тиштрии (звезда Сириус)

14. gəˉuš urune / gōšurwān / guš – день, посвященный Душе Быка

15. daθušō / day-pad-mihr / dey-be-mehr – день, посвященный   – день, посвященный Митре при Создателе

16. miθrahe / mihr / mehr – день,  посвященный Митре

17. sraošahe / srōš / srōš – день, посвященный Сраоше

18. rašnaoš / rašn / rašn – день, посвященный Рашну

19. frawašinąm / frawardīn / farvardin – день, посвященный душам умерших праведников

20. wərəθraγnahe / wahrām / bahrām – день,  посвященный Веретрагне

21. rāmanō / rām / rām – день,  посвященный Раману

22. wātahe / wād / bāδ – день,  посвященный Ветру

23. daθušō / day-pad-dēn / dey-be-din – день,  посвященный Создателю

24. daēnayå / dēn / din – день,  посвященный Вере

25. ašōiš waŋhuyå / ard / ard – день,  посвященный божеству Воздаяния

26. arštātō / aštād / aštāz – день,  посвященный Праведности

27. ašnō / āsmān / āsmān – день,  посвященный Небу

28. zəmō / zamyād / zāmyāδ – день,  посвященный Земле

29. mąθrahe spəṇtahe / māraspand / māraspand – день,  посвященный Священному слову (мантре)

30. anaγranąm raocaŋhąm / anagrān / anīrān – день,  посвященный Бесконечному свету

Несовершенное календарное устройство, ориентированное на лунные циклы, требовало регулярных интеркаляций, поскольку, как предполагают исследователи (и как указывал Бируни, обращаясь к древнеиранскому календарю), год должен был начинаться каждый раз в один и тот же момент времени, наиболее вероятно, в день весеннего равноденствия. Поскольку младоавестийский зороастрийский календарь продолжил свое бытование в последующие эпохи, для раскрытия его логики привлекают гораздо более поздние источники, в том числе сочинения мусульманских авторов, Абул-Хасана Кушйара бен Лаббана ал-Джили (971-1029) и Бируни (973-1048). Согласно составленным  Абул-Хасаном Кушйаром астрономическим таблицам, персидский месяц состоял из 30 дней за исключением Асфендармедмаха, в котором было 35 дней. Пять дополнительных дней назывались «украденными» (ал-мустарака) (Hartner 1985, 758). Однако, несмотря на пятидневные добавления в месяце Асфендармедмах, календарный год был короче солнечного на четверть дня, в результате в течение четырех лет набегал один день, или один месяц в течение 120 лет  (Hartner 1985, 758). Бируни подтверждает сведения своего современника, отмечая нерегулярный характер интеркаляций после падения зороастрийских династий (Бируни 1957, 57-60).

Метки: Иран, В.Ю. Крюкова