Ассирийский календарь на территории Ассирии
Старый ассирийский календарь дошел до нас из текстов начала II тыс. до н.э. Его месяцы были в ходу до династии Саргонидов (722-612 гг.). Однако мы не имеем комментариев на их названия и зачастую вынуждены выдвигать гипотезы перевода на основании сравнения со словами других семитских языков.
- Qarratu
- Kalmartu
- dSin “(бог Луны) Син”
- kuzallu “пастух”
- Allanātu “желудевый”
- Bēlet ekalli “госпожа заточения”
- Ša sarrāte “(месяц) лживых”
- Ša kēnāte “(месяц) праведных”
- muḫḫur ilāni “приношение богам”
- ab šarrāni “место поминовения царей”
- ḫubur “река Подземного мира”
- ṣippu
(реконструкция автора книги на основании Cohen, 1993, 239-240)
Несмотря на непонятность некоторых названий, аналогии с южными месопотамскими календарями просматриваются хорошо. Так, третий месяц по аналогии с ниппурско-вавилонским посвящен богу Сину, четвертый отдан пастуху Думузи, в шестом Инанна-Иштар выходит из Подземного мира, седьмой и восьмой связаны с судом и оправданием, десятый упоминает место поминовения царей, а одиннадцатый также связан с водой, несущей смерть.
В отличие от названий месяцев, названия праздников известны очень хорошо. Можно даже сказать, что ассирийские менологии и царские письма донесли до нас полный круг государственных праздников. Однако наиболее подробные праздничные тексты дошли до нас уже от Новоассирийской эпохи, когда был принят в Ассирии ниппурско-вавилонский календарь.
Нисанну – Новый год (1-11).
Айару – с 3 по 11-й день священный брак Набу и Ташмету (3-11).
Симану – пир богов (24). Пир в честь Нисабы (30).
Дуузу – плач (2), праздник Думузи (26-29).
Абу – поминание мертвых (знаки дней разбиты), ритуал Гильгамеша (28).
Улулу – празднества в честь Ана, Бела и Набу, омовения богов (весь месяц).
Ташриту – Новый год (3-9), омовения богов (весь месяц).
Арахсамна – омовения Ана, Сина, Адада и Шамаша (12-17).
Кислиму – омовение Ашшура (4, 20), соревнования бегунов (дата разбита).
Тебету - праздник очагов (10-12), праздник Иштар (16).
Шабату – день городского бога (3), священный брак Ашшура и Муллиссу (17-22), новый год в Ашшуре (16-26).
Аддару - qarratu-ритуал.
(Ermidoro, 2017, 147-153).
Известен также комментарий к серии помесячных предсказаний Иккур-ипуш, в котором каждый месяц находится под покровительством определенного божества:
Месяц Престол[1] принадлежит Ану и Эллилю.
Месяц Бык принадлежит Эа – владыке человечества.
Месяц Кирпич принадлежит Сину, первородному сыну Эллиля.
Месяц Рука принадлежит великому герою Нинурте.
Месяц Огонь принадлежит Нингишзиде – владыке Преисподней.
Месяц Обряд принадлежит Иштар – владычице стран.
Месяц Холм принадлежит Шамашу – герою вселенной.
Месяц Плуг принадлежит Мардуку – мудрейшему из богов.
Месяц Убийца принадлежит великому герою Нергалу.
Месяц Море принадлежит Папсуккалю – визирю Ана и Иштар.
Месяц Полба принадлежит Ададу – смотрителю каналов Небес и Земли.
Месяц Ячмень принадлежит Семерым – великим богам.
(Labat, 1965, no. 105, 1-12).
В новоассирийском календаре имперского времени (VIII-VII вв.) смешались элементы ниппурско-вавилонского и староассирийского календарей. Однако логика осталась прежней. На весну приходятся встреча южномесопотамского Нового года и священный брак, лето отведено под пиры и празднества в честь Думузи и Гильгамеша, осень отведена под многочисленные омовения и очищения, а зимой справляется местный ассирийский Новый год, связанный с браком Ашшура и Муллиссу. Наряду с этим основным событием отводится место празднеству очагов и спортивным соревнованиям бегунов.
Ассирийский календарь на территории Малой Азии (г. Каниш)
Самые ранние следы календаря на территории Малой Азии зафиксированы в аккадских текстах начала II тыс. до н.э., написанных на староассирийском языке. На территории Малой Азии были ассирийские колонии, торговые объединения, из табличек которых мы узнаем о месяцах календарях, праздниках и структуре времени. Согласно староассирийскому календарю из Каниша, у ассирийцев Каниша была пятидневная рабочая неделя (ḫamuštum) и два дня праздников. Названия некоторых месяцев дошли до нас:
- октябрь – itti erāšim, erāšum “время пахоты, пахота”
- ноябрь – gamar erāšim “конец работы с плугом”
Названия зимних месяцев до нас не дошли.
- апрель – buqulum «зелень, зеленые растения”
Название мая тоже не дошло до наших дней.
- июнь – buqūnum, kubur uṭṭitim “выщипывание шерсти, созревание ячменных колосьев”
- июль – ṣibit niggallim, eṣādum, ebūrum “урожай”
- август – adrum, erāb adrim “молотьба, (когда ячмень) идет (на) ток”
- сентябрь – qitip keranim “сбор винограда”
Встречаются и названия праздников в честь местных божеств. этимология некоторых из них в настоящее время неизвестна: праздник Ана (1 месяц, поздняя осень), праздник Нипас (6 месяц, начало весны), праздник Парка (8 месяц, лето и урожай ячменя), праздник Тухтуханум (12 месяц, урожай фруктов) (Veenhof, Eidem, 2008, 238-245).
Литература:
- Емельянов В.В. Ниппурский календарь и ранняя история Зодиака. СПб.: Петербургское востоковедение, 1999.
- Ermidoro S. Ruling Over Time. The Calendar in the Neo-Assyrian Royal Propaganda // State Archives of Assyria Bulletin XXIII (2017). P. 131-155.
- Labat R. Un calendrier babylonien des travaux: des signes et de mois. P.: Librairie Honoré Champion, 1965.
- Veenhof, K.R., Eidem, J. Mesopotamia: The Old Assyrian Period. Fribourg, 2008.
[1] Здесь, как и в Астролябии B, месяцы названы по первому шумерскому знаку.
Метки: Месопотамия, В.В. Емельянов