КАЛЕНДАРЬ АССИРИИ

Дата публикации:

Ассирийский календарь на территории Ассирии

Старый ассирийский календарь дошел до нас из текстов начала II тыс. до н.э. Его месяцы были в ходу до династии Саргонидов (722-612 гг.). Однако мы не имеем комментариев на их названия и зачастую вынуждены выдвигать гипотезы перевода на основании сравнения со словами других семитских языков.

  1. Qarratu
  2. Kalmartu
  3. dSin “(бог Луны) Син”
  4. kuzallu “пастух”
  5. Allanātu “желудевый”
  6. Bēlet ekalli “госпожа заточения”
  7. Ša sarrāte “(месяц) лживых”
  8. Ša kēnāte “(месяц) праведных”
  9. muḫḫur ilāni “приношение богам”
  10. ab šarrāni “место поминовения царей”
  11. ḫubur “река Подземного мира”
  12. ippu

(реконструкция автора книги на основании Cohen, 1993, 239-240)

Несмотря на непонятность некоторых названий, аналогии с южными месопотамскими календарями просматриваются хорошо. Так, третий месяц по аналогии с ниппурско-вавилонским посвящен богу Сину, четвертый отдан пастуху Думузи, в шестом Инанна-Иштар выходит из Подземного мира, седьмой и восьмой связаны с судом и оправданием, десятый упоминает место поминовения царей, а одиннадцатый также связан с водой, несущей смерть.

В отличие от названий месяцев, названия праздников известны очень хорошо. Можно даже сказать, что ассирийские менологии и царские письма донесли до нас полный круг государственных праздников. Однако наиболее подробные праздничные тексты дошли до нас уже от Новоассирийской эпохи, когда был принят в Ассирии ниппурско-вавилонский календарь.

Нисанну – Новый год (1-11).
Айару – с 3 по 11-й день священный брак Набу и Ташмету (3-11).
Симану – пир богов (24). Пир в честь Нисабы (30).
Дуузу – плач (2), праздник Думузи (26-29).
Абу – поминание мертвых (знаки дней разбиты), ритуал Гильгамеша (28).
Улулу – празднества в честь Ана, Бела и Набу, омовения богов (весь месяц).
Ташриту – Новый год (3-9), омовения богов (весь месяц).
Арахсамна – омовения Ана, Сина, Адада и Шамаша (12-17).
Кислиму – омовение Ашшура (4, 20), соревнования бегунов (дата разбита).
Тебету - праздник очагов (10-12), праздник Иштар (16).
Шабату – день городского бога (3), священный брак Ашшура и Муллиссу (17-22), новый год в Ашшуре (16-26).
Аддару -  qarratu-ритуал.
(Ermidoro, 2017, 147-153).

Известен также комментарий к серии помесячных предсказаний Иккур-ипуш, в котором каждый месяц находится под покровительством определенного божества:

Месяц Престол[1] принадлежит Ану и Эллилю.
Месяц Бык принадлежит Эа – владыке человечества.
Месяц Кирпич принадлежит Сину, первородному сыну Эллиля.
Месяц Рука принадлежит великому герою Нинурте.
Месяц Огонь принадлежит Нингишзиде – владыке Преисподней.
Месяц Обряд принадлежит Иштар – владычице стран.
Месяц Холм принадлежит Шамашу – герою вселенной.
Месяц Плуг принадлежит Мардуку – мудрейшему из богов.
Месяц Убийца принадлежит великому герою Нергалу.
Месяц Море принадлежит Папсуккалю – визирю Ана и Иштар.
Месяц Полба принадлежит Ададу – смотрителю каналов Небес и Земли.
Месяц Ячмень принадлежит Семерым – великим богам.
(Labat, 1965, no. 105, 1-12).

В новоассирийском календаре имперского времени (VIII-VII вв.) смешались элементы ниппурско-вавилонского и староассирийского календарей. Однако логика осталась прежней. На весну приходятся встреча южномесопотамского Нового года и священный брак, лето отведено под пиры и празднества в честь Думузи и Гильгамеша, осень отведена под многочисленные омовения и очищения, а зимой справляется местный ассирийский Новый год, связанный с браком Ашшура и Муллиссу. Наряду с этим основным событием отводится место празднеству очагов и спортивным соревнованиям бегунов.

Ассирийский календарь на территории Малой Азии (г. Каниш)

Самые ранние следы календаря на территории Малой Азии зафиксированы в аккадских текстах начала II тыс. до н.э., написанных на староассирийском языке. На территории Малой Азии были ассирийские колонии, торговые объединения, из табличек которых мы узнаем о месяцах календарях, праздниках и структуре времени. Согласно староассирийскому календарю из Каниша, у ассирийцев Каниша была пятидневная рабочая неделя (ḫamuštum) и два дня праздников. Названия некоторых месяцев дошли до нас:

  • октябрь – itti erāšim, erāšum “время пахоты, пахота”
  • ноябрь – gamar erāšim “конец работы с плугом”

Названия зимних месяцев до нас не дошли.

  • апрель – buqulum «зелень, зеленые растения”

Название мая тоже не дошло до наших дней.

  • июнь – buqūnum, kubur uṭṭitim “выщипывание шерсти, созревание ячменных колосьев”
  • июль – ṣibit niggallim, eṣādum, ebūrum “урожай”
  • август – adrum, erāb adrim “молотьба, (когда ячмень) идет (на) ток”
  • сентябрь – qitip keranim “сбор винограда”

Встречаются и названия праздников в честь местных божеств. этимология некоторых из них в настоящее время неизвестна: праздник Ана (1 месяц, поздняя осень), праздник Нипас (6 месяц, начало весны), праздник Парка (8 месяц, лето и урожай ячменя), праздник Тухтуханум (12 месяц, урожай фруктов) (Veenhof, Eidem, 2008, 238-245).

Литература:

  • Емельянов В.В. Ниппурский календарь и ранняя история Зодиака. СПб.: Петербургское востоковедение, 1999.
  • Ermidoro S. Ruling Over Time. The Calendar in the Neo-Assyrian Royal Propaganda // State Archives of Assyria Bulletin XXIII (2017). P. 131-155.
  • Labat R. Un calendrier babylonien des travaux: des signes et de mois. P.: Librairie Honoré Champion, 1965.
  • Veenhof, K.R., Eidem, J. Mesopotamia: The Old Assyrian Period. Fribourg, 2008.

 

[1] Здесь, как и в Астролябии B, месяцы названы по первому шумерскому знаку.

Метки: Месопотамия, В.В. Емельянов