Чатурмасья – (IAST – Cāturmāsya, или чатурмаси, чатурмаса, IAST - Chāturmāsa), четырехмесячный период. Первоначально, и, вероятно, эта система принесена ариями из-за пределов Индии, арии знали три сезона: жаркое, сырое и холодное время. Впоследствии это деление сохранилось на деление года на три периода по четыре месяца – чатурмасья, в начале которых совершалось жертвоприношение сомы и приносились другие жертвы, описанные в комментариях к РВ – Каушитаки-брахмана (Эрман 1980: 143-144). В наскальных эдиктах царя Магадхи Ашоки (III в. до н.э.) из области Калинги указано время их периодического оглашения - anucātuümāsam, то есть в начале каждого чатурмаси (четырехмесячья) (Вигасин 2007: 67). Эта практика говорит о том, что представление о трех временах года и тождественности трех чатурмаси году еще сохраняло значение в III в. до н.э. Совершение жертвоприношений для поддержания кружения времени (калачакра) и повторения года сохраняет значение для этого периода, и «тот, кто с помощью жертвоприношений «овладевает годом», – овладевает всем, ибо «год (saüvatsaro) – это все (idaü sarvam), согласно формулировке «Шатапатха-брахманы» (VI.6.4.3, ср «Тайттирия-брахмана» I.4.9.5: sarvaü vai saüvatsaro) (Цит. по: Вигасин 2007:67).
В настоящее время в Индии название чатурдаси сохранилось только за периодом дождей (с июня по сентябрь включительно). Этот период считается неблагоприятным для многих начинаний, в частности – для свадеб. В то же время этот период считается подходящим для медитации и благого размышления. Индусы, буддисты и джайны следуют традиции молитвы и религиозного служения в период чатурмасья. Буддистам в это времено предписано оставаться в монастырях, заниматься молитвой и религиозными диспутами. Джайны в это время покидают места аскезы и медитации и поселяются в городах и деревнях для наставления единоверцев из числа мирян. Третья часть джайнского священного текста «Кальпа сутра», приписываемого Бхадрабаху I (IV-I вв. до н.э.)., посвящена правилам для аскетов в течение четырех месяцев (чатурмас), когда джайны-аскеты временно оставляют свою бродячую жизнь и поселяются среди мирян.
Библиография:
- Вигасин А.А, Древняя Индия. От источника к истории. М.: Восточная литература. 2007.
- Эрман В.Г., Очерк ведийской литературы. М.Наука. 1980. 232 С.
- Gonda J., Prajāpati and the Year, Oxford, New York: North-Holland Publishing Company, Amsterdam, Oxford, New York, 1984. 99 P.
Метки: Индия, Статьи, И.Ю. Котин