ЗИМНИЙ ПРАЗДНИК ДЛЯ СОЛНЕЧНОГО БОЖЕСТВА ГОРОДА АРИННА

Дата публикации:

ЗИМНИЙ ПРАЗДНИК ДЛЯ СОЛНЕЧНОГО БОЖЕСТВА ГОРОДА АРИННА (хетт. ŠA dUTU KU-UṢ-ṢÍ «Зимнего Солнечного божества» (KUB 2.6 VI 1–2)) — зимний праздник Хеттского царства, посвящённый Солнечной богине города Аринна. Известно о существовании не менее 7 таблиц описания этого праздника, из которых до нас дошли в основном конец шестой и начало седьмой, причём на конец шестой таблицы приходятся конец первого и начало второго дня праздника. Все таблички описания данного праздника датируются XIV–XIII вв. до н.э., поэтому неясно, праздновался ли этот праздник ранее этого времени, хотя большинство праздников, связанных с культом Солнечной богини города Аринна, засвидетельствованы уже в среднехеттский период. В сохранившейся части описания праздника мало указаний на место действия: единственный упоминаемый топоним – иначе неизвестный город Таспанда (KUB 2.6 III 15), в который едет царевич (название может быть модификацией топонима Тапассанда, известного произошедшим там в XVII в. до н.э. восстанием против хеттского царя Хаттусили I под началом его сына Хуцции), поэтому среди исследователей нет единства, праздновался ли этот праздник в Хаттусе (Popko, 2003) или же в Аринне (Steitler 2017, 282). Поскольку данный праздник не упоминается особо при перечислениях праздников, сказать о конкретном моменте его празднования в течение зимы ничего нельзя.

Основное сохранившееся описание праздника начинается в доме виночерпия с пития в честь семерых богов — Бога Грозы, Меццуллы, Телепину, ГАЛЬ.ЗУ, Тахпильтану, Очага и Сусумахи. Затем действие перемещается в храм Солнечного божества, где происходит церемония передачи хлеба-парсулли, полученного царевичем от начальника поваров в доме виночерпия, царю, а затем начальнику придворных, который уносит его в опочивальню и отдаёт глухим. Происходят жертвы в т.ч. Луллайе с участием царя и начальника поваров. Затем, по-видимому, в опочивальню перемещаются и царь с царицей, где царь сидит на священном ложе, а царица пьёт за Халихари. После этого царь поднимается на подиум посреди портика, провожая царевича в Таспанду, и вместе с царицей задёргивают занавес дворца, чем заканчивается описание первого дня праздника. Второй день начинается с подъёма дворцового занавеса и церемоний в доме омовений, где царская чета облачается и приходит во дворец, где придворные приветствуют царя во дворе вельможи-мешеди и следуют за царской четой в храм Солнечного божества. В храме царь заплетает серебряный пояс с красной нитью, а начальник поваров помещает в очаг ритуально чистые головы и ноги жертв и совершает возлияния в разных частях помещения. Затем царь преклоняется и восходит на трон, а начальник мешеди совершает приготовления к следующей церемонии, связанной с поеданием блюда хапалциль с мясом. После её завершения царь спускается с трона к окну, а люди-волки обегают очаг и переставляют его к двери. Затем начальник стольников, начальник кузнецов города Аринна и начальник писцов на деревянных дощечках передают друг другу хлеб-ваката, символ-кунци и солнечный диск. Далее церемония, по-видимому, переходит во двор, где собираются стада овец, посвящённых божествам Меццулла и Хулла., а все участники внутрихрамовых обрядов маршируют, держа солнечный диск и ритуальное оружие. Царь и царица спускаются с галереи-катапуцна в колесницу и объезжают шествие, направляясь к дому виноделов. По-видимому, здесь продолжается трапеза с блюдом хапалциль, а среди богов, за которых совершаются возлияния, известен Июлума. Из других фрагментов описания праздника известно, что в некоторых церемониях фигурирует не просто символ-кунци, но и «кунци города Аринна», а наряду с солнечными дисками проносят и лунные. Также по фрагментам, которые могут относиться к описанию этого праздника, известны церемония пития царской четой за Тухасаиля и участие в шествиях с солнечными дисками ткачей города Тавиния.

Особенности состава участников праздника — жрецы явно не называются, а музыканты и придворные сопровождают царскую чету в поклонении божествам (Görke, Mouton, 2014, 125), но при этом большую роль играет царевич (Ардзинба, 1982, 46). Среди почитаемых в ходе праздника богов, которые преимущественно относятся к хаттскому слою хеттского пантеона, выделяются божества, примыкающие к Солнечному божеству — Бог Грозы и Меццулла, и божества, связанные с Храмом руна — Телепину и Тахпильтану. Хотя само руно в сохранившейся части описания праздника не фигурирует, известно отдельное описание его зимних путешествий, поэтому боги, связанные с руном, могли иметь особое значение для всех зимних праздников. Отсутствие упоминания поклонений самой Солнечной богине города Аринна может объясняться неполнотой сохранившегося текста, в котором значительная часть действий происходит в храме этого божества, а оно само представлено солнечными дисками (хетт. šittar), аналогии которых известны по погребениям конца III тыс. до н.э. из Аладжа-хёюк.

wpokfmnuoimwfСолнечный диск кон. III тыс. до н.э. Аладжа-хёюк. Музей анатолийских цивилизаций (Анкара). Фото В.Ю. Шелестина.

Библиография:

  • Ардзинба В.Г. Ритуалы и мифы Древней Анатолии. М., 1982.
  • Görke S., Mouton A. Royal Rites of Passage and Calendar Festivals in the Hittite World // Life, death and coming of age in antiquity: individual rites of passage in the ancient Near East and adjacent regions. Leiden, 2014: 117-146.
  • Popko M. Zum Tempel der Sonnengöttin von Arinna in Hattuša // Altorientalische Forschungen. 2003. Bd. 30/1. S. 11–17.
  • Steitler Ch. The Solar Deities of Bronze Age Anatolia: Studies in Texts of the Early Hittite Kingdom. Wiesbaden: Harrassowitz, 2017.

Источники:

CTH 598

Автографии

Издания

1.A

KUB 2.6

Транслитерации: Groddek D. Hethitische Texte in Transkription: KUB 2. Wiesbaden: Harrassowitz, 2009. S. 48–56; https://libdigitalcollections.ku.edu.tr/digital/collection/GHC/id/14320

Фото таблички:

https://www.hethport.adwmainz.de/fotarch/bildausw2.php?n=VAT%207498&x=c0f5eedaafcf7b3506a211578b07cc2b

1.B

KUB 11.21a + IBoT 4.58 + IBoT 4.69

Транслитерации: Groddek D. Hethitische Texte in Transkription: IBoT 4. Wiesbaden: Harrassowitz, 2007. S. 42–44, 53–54; https://libdigitalcollections.ku.edu.tr/digital/collection/GHC/id/14284

Фото табличек:

https://www.hethport.adwmainz.de/fotarch/bildausw2.php?n=Bo%20129&x=85d5583bc97e7c4d86cbc6b5f229b931 (KUB 11.21a)

https://www.hethport.adwmainz.de/fotarch/bildausw2.php?n=Bo%20292&x=fbdc2cbae5bf82f56b3e366dbd5c5606 (IBoT 4.58)

https://www.hethport.adwmainz.de/fotarch/bildausw2.php?n=Bo%201989&x=a83a4452b28c480755e9e243e1210ac8 (IBoT 4.69)

1.C

KUB 10.28

Транслитерация: https://libdigitalcollections.ku.edu.tr/digital/collection/GHC/id/14290

Фото таблички:

https://www.hethport.adwmainz.de/fotarch/bildausw2.php?n=Bo%202586&x=2e4c8db86b2051e606b1ce56ed3c8a0f

1.D

KBo 53.147

Фото таблички:

https://www.hethport.adwmainz.de/fotarch/bildausw2.php?n=1405/u&x=2cef8fc422a380b12485baa3e3b1b0ef

1.E

HT 51

Фото таблички:

https://www.hethport.uni-wuerzburg.de/hetkonk/bildpraep.php?fundnr=BM%20108615

2?

KBo 49.104

Транслитерация: Groddek D. Hethitische Texte in Transkription: KBo 49. Wiesbaden: Harrassowitz, 2013. S. 66–67.

Фото таблички:

https://www.hethport.adwmainz.de/fotarch/bildausw2.php?n=119/t&x=53db0f05b73548440c80c5e832b66f3c

3.A?

KBo 42.31

Фото таблички:

https://www.hethport.adwmainz.de/fotarch/bildausw2.php?n=Bo%2093/19&x=40316cccd373a0fc372a64e4f31fd4e6

3.B?

KBo 64.39

Фото таблички:

https://www.hethport.adwmainz.de/fotarch/bildausw2.php?n=921/v&x=5150e19ee31031ad5ec2697c83b984c7

4.A?

KBo 59.133 + KBo 59.157

Фото табличек:

https://www.hethport.adwmainz.de/fotarch/bildausw2.php?n=971/z&x=666bcb5330c129bb50c3b1ced1fcf177 (KBo 59.133)

https://www.hethport.adwmainz.de/fotarch/bildausw2.php?n=1078/z&x=92aa29aa7c5539476fa937827288bc28 (KBo 59.157)

4.B?

KUB 58.17

Фото таблички:

https://www.hethport.adwmainz.de/fotarch/bildausw2.php?n=Bo%202920&x=5b95d387bd41bb2dc119d95e62be445f

5?

IBoT 4.68

Транслитерация: Groddek D. Hethitische Texte in Transkription: IBoT 4. Wiesbaden: Harrassowitz, 2007. S. 52–53.

Фото таблички:

https://www.hethport.adwmainz.de/fotarch/bildausw2.php?n=Bo%202347&x=8d52246a53147cdae2c2ef0b8445ac12

Метки: Малая Азия, В.Ю. Шелестин