ЗИМНИЙ ПРАЗДНИК ДЛЯ СОЛНЕЧНОГО БОЖЕСТВА ГОРОДА АРИННА (хетт. ŠA dUTU KU-UṢ-ṢÍ «Зимнего Солнечного божества» (KUB 2.6 VI 1–2)) — зимний праздник Хеттского царства, посвящённый Солнечной богине города Аринна. Известно о существовании не менее 7 таблиц описания этого праздника, из которых до нас дошли в основном конец шестой и начало седьмой, причём на конец шестой таблицы приходятся конец первого и начало второго дня праздника. Все таблички описания данного праздника датируются XIV–XIII вв. до н.э., поэтому неясно, праздновался ли этот праздник ранее этого времени, хотя большинство праздников, связанных с культом Солнечной богини города Аринна, засвидетельствованы уже в среднехеттский период. В сохранившейся части описания праздника мало указаний на место действия: единственный упоминаемый топоним – иначе неизвестный город Таспанда (KUB 2.6 III 15), в который едет царевич (название может быть модификацией топонима Тапассанда, известного произошедшим там в XVII в. до н.э. восстанием против хеттского царя Хаттусили I под началом его сына Хуцции), поэтому среди исследователей нет единства, праздновался ли этот праздник в Хаттусе (Popko, 2003) или же в Аринне (Steitler 2017, 282). Поскольку данный праздник не упоминается особо при перечислениях праздников, сказать о конкретном моменте его празднования в течение зимы ничего нельзя.
Основное сохранившееся описание праздника начинается в доме виночерпия с пития в честь семерых богов — Бога Грозы, Меццуллы, Телепину, ГАЛЬ.ЗУ, Тахпильтану, Очага и Сусумахи. Затем действие перемещается в храм Солнечного божества, где происходит церемония передачи хлеба-парсулли, полученного царевичем от начальника поваров в доме виночерпия, царю, а затем начальнику придворных, который уносит его в опочивальню и отдаёт глухим. Происходят жертвы в т.ч. Луллайе с участием царя и начальника поваров. Затем, по-видимому, в опочивальню перемещаются и царь с царицей, где царь сидит на священном ложе, а царица пьёт за Халихари. После этого царь поднимается на подиум посреди портика, провожая царевича в Таспанду, и вместе с царицей задёргивают занавес дворца, чем заканчивается описание первого дня праздника. Второй день начинается с подъёма дворцового занавеса и церемоний в доме омовений, где царская чета облачается и приходит во дворец, где придворные приветствуют царя во дворе вельможи-мешеди и следуют за царской четой в храм Солнечного божества. В храме царь заплетает серебряный пояс с красной нитью, а начальник поваров помещает в очаг ритуально чистые головы и ноги жертв и совершает возлияния в разных частях помещения. Затем царь преклоняется и восходит на трон, а начальник мешеди совершает приготовления к следующей церемонии, связанной с поеданием блюда хапалциль с мясом. После её завершения царь спускается с трона к окну, а люди-волки обегают очаг и переставляют его к двери. Затем начальник стольников, начальник кузнецов города Аринна и начальник писцов на деревянных дощечках передают друг другу хлеб-ваката, символ-кунци и солнечный диск. Далее церемония, по-видимому, переходит во двор, где собираются стада овец, посвящённых божествам Меццулла и Хулла., а все участники внутрихрамовых обрядов маршируют, держа солнечный диск и ритуальное оружие. Царь и царица спускаются с галереи-катапуцна в колесницу и объезжают шествие, направляясь к дому виноделов. По-видимому, здесь продолжается трапеза с блюдом хапалциль, а среди богов, за которых совершаются возлияния, известен Июлума. Из других фрагментов описания праздника известно, что в некоторых церемониях фигурирует не просто символ-кунци, но и «кунци города Аринна», а наряду с солнечными дисками проносят и лунные. Также по фрагментам, которые могут относиться к описанию этого праздника, известны церемония пития царской четой за Тухасаиля и участие в шествиях с солнечными дисками ткачей города Тавиния.
Особенности состава участников праздника — жрецы явно не называются, а музыканты и придворные сопровождают царскую чету в поклонении божествам (Görke, Mouton, 2014, 125), но при этом большую роль играет царевич (Ардзинба, 1982, 46). Среди почитаемых в ходе праздника богов, которые преимущественно относятся к хаттскому слою хеттского пантеона, выделяются божества, примыкающие к Солнечному божеству — Бог Грозы и Меццулла, и божества, связанные с Храмом руна — Телепину и Тахпильтану. Хотя само руно в сохранившейся части описания праздника не фигурирует, известно отдельное описание его зимних путешествий, поэтому боги, связанные с руном, могли иметь особое значение для всех зимних праздников. Отсутствие упоминания поклонений самой Солнечной богине города Аринна может объясняться неполнотой сохранившегося текста, в котором значительная часть действий происходит в храме этого божества, а оно само представлено солнечными дисками (хетт. šittar), аналогии которых известны по погребениям конца III тыс. до н.э. из Аладжа-хёюк.
Библиография:
- Ардзинба В.Г. Ритуалы и мифы Древней Анатолии. М., 1982.
- Görke S., Mouton A. Royal Rites of Passage and Calendar Festivals in the Hittite World // Life, death and coming of age in antiquity: individual rites of passage in the ancient Near East and adjacent regions. Leiden, 2014: 117-146.
- Popko M. Zum Tempel der Sonnengöttin von Arinna in Hattuša // Altorientalische Forschungen. 2003. Bd. 30/1. S. 11–17.
- Steitler Ch. The Solar Deities of Bronze Age Anatolia: Studies in Texts of the Early Hittite Kingdom. Wiesbaden: Harrassowitz, 2017.
Источники:
Метки: Малая Азия, В.Ю. Шелестин