Древнеиранская календарная традиция представна несколькими линиями. Одна из них – так называемый древнеперсидский календарь, засвидетельствованный в наскальных надписях ахеменидских царей. Это лунно-солярный календарь, состоявший, по образцу вавилонского, из двенадцати именованных месяцев, каждый из которых насчитывал тридцать нумерованных дней. Названия древнеиранских месяцев в основном были связаны с явлениями природы или сельскохозяйственными работами и сезонными праздниками, что сближает принцип построения иранского календаря с некоторыми другими предневосточными (Дьяконов, Дандамаев, Лившиц 1975, 300). Так, среди названий месяцев – месяц сильной весны, месяц сбора чеснока, месяц убивания волков и так далее. Таким образом, движение годового цикла воспринималось древними персами как естественная смена природных событий, отмеченных соучастием человека в их переживании. Высказывалось предположение, что “древнеперсидский календарь первоначально был солнечно-сельскохозяйственным, но уже не позже чем при первых царях – Ахеменидах древнеперсидские месяцы были отождествлены с месяцами вавилонского (ниппурского) лунно-солнечного календаря” (Дьяконов, Дандамаев, Лившиц 1975, 302).
Если вторичная природа древнеперсидского календаря по отношению к передневосточным легко объяснима, то не вполне ясно, как и когда эта схема развивалась на восточноиранской почве. Тем не менее, сопоставление двух календарей указывает на некоторые совпадения, вероятно, неслучайные. Например, 7 месяц (сентябрь-октябрь) древнеперсидского календаря посвящен неназванному богу (bāgayādiš ), предположительно, Митре, – как и 7 месяц авестийского зороастрийского календаря (miθrahe); 9 месяц (ноябрь-декабрь) древнеперсидского календаря посвящен почитанию огня (āçiyādiya), – как и 9 месяц авестийского зороастрийского календаря (āθrō) (Лившиц 1975, 324).
Восемь названий месяцев из 12 известны по высеченным в скалах надписям ахеменидских царей: Аdukanaiša, Θūravāhara, Θāigraciš, Garmapada, Bāgayādiš, Āçiyādiya, Anāmaka, Viyaxana. Другие четыре названия месяцев известны по эламским транскрипциям. Вопрос о том, как осуществлялись интеркаляции для того, чтобы совместить календарь с астрономическим годом, до сих пор остается нерешенным (Panaino 1990). Год начинался, по-видимому, в день весеннего равноденствия.
Названия месяцев следующие:
1. Ādukanaiša – значение не определено
2. Θūravāhara – (месяц) сильной весны
3. Θāigraciš – (месяц) сбора чеснока
4. Garmapada – (месяц) стояния жары
5. -
6. -
7. Bāgayādiš – (месяц) почитания бога (вероятно, Митры)
8. *Vrkazana – (месяц) убивания волклв
9. Āçiyādiya – (месяц) поклонения огню
10. Anāmaka – безымянный (месяц) (месяц безымянного бога)
11. *Θwayauvā – ужасный (месяц)
12. Viyax(a)na – (месяц) вскапывания
Метки: Иран, В.Ю. Крюкова