Формирование календарной системы в Египте происходит уже в додинастический период. На это указывает палетка из слоновой кости, датированная периодом I династии, с изображением коровы (Исиды-Сотис), знаков солнца, года (rnpt) и разлива Нила (Axt). По мнению Р.Паркера, эта фраза читается как «Сотис, открыватель года; разлив Нила» (Parker 1950, 34). Данная запись говорит о том, что египтяне наблюдали связь между началом разлива Нила и гелиакическим восходом Сириуса (егип. Сопдет, греч. Сотис) еще до образования единого государства.
Тем не менее отечественный египтолог О.Д. Берлев на основании изучения записи стелы с о-ва Сехейль и текста греческого автора Элиана сделал заключение, что календарная система в 365 дней была установлена лишь в эпоху царя Джосера (III династия), точнее в 18-й год его правления (по Берлеву, ок. 2767 г. до н.э.). Именно тогда, по мысли ученого, египтяне впервые увидели взаимосвязь между восходом Сириуса и половодьем (Берлев 1999, 9–10). Однако, во-первых, сложно представить, чтобы люди, живя в аграрной стране, на протяжении многих поколений не замечали этой взаимосвязи. Во-вторых, надписи Палермского камня показывают, что уже начиная с I династии египтяне вели счет годов правления царя, отмечали праздники и наблюдали за уровнем подъема Нила. Следовательно, к моменту сложения единого государства в Египте существовала календарная система, в которую вписывались праздники, проводившиеся с определенной периодичностью. Скорее всего, при Джосере произошло невиданное ранее событие: восход Сириуса принес с собой не разлив Нила, а страшную засуху, длившуюся семь лет. В связи с этим были установлены праздники в честь богов истоков верхнеегипетского половодья, одним из которых являлся Хнум.
Древнеегипетская календарная система была связана с циклом разливов Нила и включала в себя три сезона – разлив, посев, жатву (Axt, prt, Smw соответственно), каждый из которых состоял из четырех месяцев по 30 дней. К 12 таким месяцам египтяне добавили пять дней, что в итоге давало 365-дневный календарный год, который приблизительно соответствовал солнечному году. Такой календарь принято называть «гражданским» (civil year). Помимо него в Египте использовался лунный календарь, включавший 12 месяцев, продолжительность которых варьировалась в зависимости от длины полного лунного цикла (обычно 29 или 30 дней). Каждый лунный месяц начинался с новолуния и назывался по имени главного праздника, который проводился в этом месяце. Поскольку лунный календарь был на 10 или 11 дней короче солярного, раз в два-три года к двенадцати месяцам добавлялся 13-й (блуждающий) месяц тот, чтобы лунный календарь согласовывался с солнечным циклом. Такой процесс получил название интеркаляция. Начало календарного лунного года соотносилось с гелиакическим восходом звезды Сириус (Сотис), наблюдаемым на восточном горизонте перед рассветом в середине лета (примерно 17 июля). Время появления звезды определяло необходимость добавления месяца тот.
Гражданский календарь, появившийся, вероятно, позднее лунного, не был зависим от восхода Сириуса, хотя в основе его построения лежала система лунного цикла, что отразилось в делении года на три сезона и в названиях месяцев, перешедших из лунного календаря. Поскольку гражданский календарь не имел високосного года, через каждые три-четыре года календарный Новый год отставал от солнечного или сириусного (сотисного) года на один день. Эта разница «скрадывалась» в течение 1460 лет (т.н. цикл Сотиса), пока восход Сириуса не приходился на день Нового года, так что начала гражданского и солнечного года вновь совпадали. В IV в. до н.э. на основе гражданского календаря был создан схематичный 25-летний лунный календарь, позволявший определять начало лунных месяцев без учета фактического наблюдения за фазами Луны.
№ |
Названия сезонов |
Древняя форма |
Новое царство |
Греко-римское время |
I |
Axt |
txy |
+Hwt(y) |
Тот |
II |
mnxt |
pA-n-Ip(A)t |
Паофи |
|
III |
@tHr |
@tHr |
Атир |
|
IV |
NHb-kAw |
kA-Hr-kA |
Хойак |
|
V |
prt |
Sf-bdt |
tA abt |
Тиби |
VI |
rkH wr |
(pA-n-)mxr |
Мехир |
|
VII |
rkH nDs |
pA-n-ImnHtp |
Фаменот |
|
VIII |
Rnnwtt |
pA-n-Rnwtt |
Фармути |
|
IX |
Smw |
#nsw |
pA-n-#nsw |
Пакхон |
X |
#nt-Xt(y) |
pA-n-int |
Паини |
|
XI |
Ipt Hmt |
Ipip |
Эпифи |
|
XII |
wp(t)-rnpt |
(mswt-)Ra-@rAxty |
Месоре |
Библиография
- Берлев О.Д. Два периода Сотиса между годом 18 царя Сену или Тосортроса, и годом 2 фараона Антония Пия // Древний Египет. Язык, культура, сознание / Отв. ред. О.И. Павлова. М.: ИВ РАН, 1999. С. 42–62.
- El-Sabban S. Temple Festival Calendars of Ancient Egypt. Liverpool: Liverpool univ. pr., 2000.
- Parker R. A. The Calendars of Ancient Egypt. Chicago: Univ. of Chicago pr., 1950 (SAOC, 26).
- Spalinger A. Feasts and Fights: Essays on Time in Ancient Egypt. New Haven: Yale Egyptological Institute, 2018.
Метки: Египет, Статьи, Единицы времени